Если вы случайно повредили товар

В магазине вы совершенно случайно задели полку с товаром, бутылки посыпались вниз, и одна из них разбилась. Или на кассе банка упала с ленты. Кто виноват и что делать в таких случаях? Кто должен платить за ущерб, вы или магазин?

Многие считают, что до тех пор, пока товар не оплачен и не получен чек, они не несут ответственности за повреждение или порчу этого товара. На самом деле это не так. Обычно магазин идет навстречу покупателю и не заставляет платить за банку разбитого майонеза, т. к., если вы откажетесь оплачивать, взыскать с вас эту сумму через суд будет стоить гораздо больше. Если же магазин захочет получить с вас стоимость испорченного товара, он сможет это сделать совершенно законно.

Платить нельзя помиловать

Давайте заглянем в Гражданский кодекс РФ в статью 459, речь в которой идет об ответственности продавца за товар, который еще не был продан. В ней сказано:

«Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Продавец полностью выполняет свои обязанности, когда выдает вам кассовый чек. Об этом нам говорит статья 493 того же кодекса: «Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».

Все-таки – платить

Казалось бы, пока вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на вас никто не может переложить. Это не так. Пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем и при причинении вами ущерба магазину, против вас действует другая статья - 1064 Гражданского кодекса РФ, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Об этом же нам говорят Федеральные правила розничной торговли («О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»). Пункт 42 этих правил гласит: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары».

Поэтому магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны - добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно походить по магазину, поколотить товар и спокойно удалиться, не оплатив испорченное.

Товар испорчен не по вашей вине

Впрочем, в той же статье 1064 ГК РФ есть пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Если вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то придется ее стоимость оплатить. Но если вы поскользнулись на свежевымытом полу и с размаху снесли целый стеллаж с дорогим виски - в этом полностью вина магазина и вы можете не оплачивать испорченный товар. Другой пример: вы поставили товар на ленту кассы, кассир нажала на кнопку, лента двинулась, бутылка упала и разбилась. Здесь тоже виноват магазин, и вы не обязаны оплачивать стоимость этой бутылки.

Когда виновен покупатель

Виновен покупатель:

• если вы взяли в руки товар и по неосторожности выронили его и разбили;

• если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);

• если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку и с размаху кинули ее об стену).

В этих случаях вы причинили магазину ущерб и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью, и вы теоретически можете собрать остатки огурцов из разбившейся банки и забрать их. Стоит отметить, что в данном случае статья 18 ("Последствия продажи товара ненадлежащего качества") Закона о защите прав потребителей не применяется, и вы не сможете потребовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный. Ведь в данном случае вы являетесь не покупателем, а ответчиком.

Многие считают, что в цену товара заложен риск порчи. Да, в некоторых магазинах это так. И магазин может пойти вам навстречу, не потребовав оплатить товар.

Когда виноват магазин

Виновен магазин:

• если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара;

• если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»;

• если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;

• если товар разбился, упав с ленты на кассе.

В этих случаях никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

Как пожаловаться на магазин

Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором обязательно напишите свои соображения по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения ущерба через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаях инцидент будет исчерпан, и никто судиться с вами не будет – ни один директор не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного товара.

Для составления акта потребуются ваши паспортные данные. Ни в коем случае не давайте свой паспорт в руки представителям магазина, ведь они могут забрать его в залог, это недопустимо. Вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Требовать документы могут только сотрудники милиции, но никак не продавцы или охранники.

В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока вы не оплатите стоимость испорченного товара (а он имеет на это право – вы посягнули на чужую собственность), напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны должен остановить вас вежливо и аккуратно. Если он действует грубо - то статья 203 УК РФ – это как раз про него. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом.

Таким образом, отправляясь в магазин, будьте внимательны и осторожны.

Олег ПАХОЛКОВ


     24.09.2009     Просмотров: 2216  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость