ГАИ ослабит гайки
27 января 2009 года вступил в силу приказ министра внутренних дел "О порядке регистрации транспортных средств" (ранее действовавший приказ был от 27 января 2003 года). Готовится и новый закон, согласно которому сотрудники госавтоинспекции обязаны передать полномочия проведения техосмотра частным компаниям.
Благими намерениями
Новый порядок регистрации и техосмотра коснется всех владельцев автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним. Он должен решить две основные проблемы, которые раньше поминал недобрым словом каждый автомобилист. Во-первых, до минимума сократить взяточничество на пунктах проверки автомобилей в ГИБДД, а во-вторых, избавиться от очередей при регистрации транспорта, которые отчасти также вызваны коррумпированностью людей в милицейских погонах.
Новый регламент позволяет проходить техосмотр по желанию в любом населенном пункте вашего края или области, а в больших городах - в пределах своего округа. Аналогично можно утилизировать старую машину. Это правило очень важно для тех, кто хочет избавиться от отжившего свой век автомобиля. Поможет это и тем, кто когда-то продал своего "коня" по доверенности и потерял связь с новым владельцем. Таких автолюбителей много. Для прохождения процедуры не надо ни денег, ни самого автомобиля. Не надо предъявлять машину и тогда, когда вместо утерянных документов вы хотите получить дубликаты.
Регистрация автомобилей
Поставить вашего «железного коня» на учет можно в любом регистрационном подразделении ГИБДД в пределах вашего региона. Каждая процедура работы инспектора над вашими документами расписана буквально по минутам. Так, после того как он принял бумаги, ему отведено ровно полчаса на то, чтобы проверить данные машины и автовладельца. Столько же времени он может потратить и в том случае, когда все делается по доверенности. А на всю процедуру регистрации, с учетом проверки документов и агрегатов автомобиля или мотоцикла, не должно уйти более трех часов.
Инспектор от автовладельца потребует:
● ваше заявление о регистрации транспортного средства (вы должны заполнить специальный формуляр);
● гражданский паспорт;
● документ о праве на собственность (договор купли-продажи, справка, таможенные документы);
● квитанцию об уплате госпошлины;
● транзитные номерные знаки (при снятии с учета - обычные знаки);
● полис ОСАГО;
● транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.
При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, можно представить акт технического осмотра, выданный подразделением ГИБДД по месту нахождения автомотосредств. Срок действия акта технического осмотра - 20 суток.
Стоимость регистрации
С автовладельца потребуют заплатить за регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий (без учета банковских сборов):
● за выдачу государственных знаков на транспортные средства - 400 рублей;
● за выдачу государственных знаков на мототранспортные средства и прицепы - 200 рублей;
● за выдачу паспорта транспортного средства - 100 рублей;
● за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства - 100 рублей;
● за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства - 20 рублей;
● за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства - 100 рублей;
● за выдачу государственных знаков транспортных средств "ТРАНЗИТ" бумажных - 50 рублей, металлических на автомобили - 400 рублей, металлических на мотоциклы и прицепы - 200 рублей;
● за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат - 50 рублей.
Что лучше ГТО
Правительство РФ разработало новые правила проведения техосмотра транспортных средств. Соответствующий законопроект «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации» внесен на рассмотрение Госдумы. Новые правила предусматривают с 1 июля 2010 года передачу функций по проведению техосмотра от ГИБДД единой системе центров, прошедших специальную аккредитацию. Форма собственности у центров может быть разной, поэтому техосмотр предлагается впредь называть не государственным, а обязательным.
Законодатели уверены: автомобилисты выиграют от того, что техосмотр будут проводить частные структуры, а не государственные. Мы бы не стали утверждать столь определенно. Техосмотр давно считается богатой кормушкой для гаишников. Цена «левого» техосмотра без предъявления авто составляет от полутора тысяч рублей и выше. Но кто гарантирует, что предприниматели будут надежно отсекать тех, чьи машины технически неисправны, а заветные талоны о пройденном техосмотре выдавать только тем, кому разрешает закон?.. Для любого «частника» главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли. Это значит, что на частных техосмотрах (ЧТО), в отличие от государственных (ГТО), будут гнаться прежде всего за количеством желающих заплатить деньги за техосмотр, а не за качеством проверки авто.
Первые инциденты уже есть. В Волгодонске Ростовской области проведением техосмотра с этого года занимается единственная частная фирма, не имеющая специализированного оборудования, но каким-то образом получившая право на оформление техталонов. Расценки этой фирмы начинаются от одной тысячи рублей – это при том, что в регионе стоимость техосмотра по закону не может сейчас превышать 140 рублей.
Плюсы
• новые автомобили должны продаваться уже с талоном обязательного технического осмотра, действующим 3 года;
• у автолюбителей появится возможность осуществления необходимого ремонта автомобилей по месту прохождения обязательного техосмотра;
• провести осмотр автомобиля и получить техталон можно будет в любом техническом центре вашего региона;
Минусы
• техосмотр станет дороже. Частники будут стремиться получить выгоду, начнут придираться к любой мелочи, гонять водителя на сервис;
• не исчезнет и взяточничество, но оно станет как бы узаконенным. Только деньги пойдут в карманы не гаишников, а частников. А если при весьма сомнительном техническом состоянии автомобилей их владельцы смогут получить техталон, количество аварий на наших дорогах только увеличится.
Олег ПАХОЛКОВ