Госдума предложила вновь дать право силовикам «кошмарить» бизнес
10 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который возвращает прежнюю систему возбуждения уголовных дел по подозрению в налоговых преступлениях. Депутат Государственной Думы Олег Пахолков (фракция «Справедливая Россия») считает, что в современной России можно посадить в тюрьму любого директора предприятия при проверке самого сомнительного с точки зрения здравого смысла российского налога – НДС.
Согласно новому законопроекту, Следственный комитет России сможет возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без учета мнения налоговиков. Сделано это, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, для того чтобы обеспечить «комплексный подход к противодействию экономическим преступлениям, реализации возможностей правоохранительных органов и использованию поискового потенциала оперативно-розыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение».
И хотя в многочисленных оговорках, в том числе самого президента, представители власти уверяют, что закон не предназначен для того, чтобы «кошмарить бизнес», а ко второму чтению президент обещал внести смягчающие поправки, предпринимательское сообщество крайне обеспокоено возвращением следователям прежних полномочий.
Фракция «Справедливая Россия» не голосовала за этот законопроект и подвергла его критике, указав на необходимость более бережного отношения к предпринимательскому слою в России и оптимизации всей системы регулирования предпринимательской деятельности в стране.
Мы попросили рассказать о своем взгляде на отношения государства и бизнеса Олега ПАХОЛКОВА, в прошлом предпринимателя и издателя, ныне – депутата фракции «Справедливая Россия» (депутат принципиально проголосовал против нового законопроекта).
– В России сложилась чрезвычайно агрессивная и сложная для ведения бизнеса среда. Все предприниматели в той или иной степени находятся под дамокловым мечом неожиданных претензий со стороны инспекционных или силовых структур, – считает Олег Пахолков. – Налоговая система – наиболее яркий пример того, как с помощью крайне запутанной системы сбора налогов наиболее предприимчивая и социально активная часть населения страны вынуждена жить и работать под постоянным прессингом контролирующих и правоохранительных органов.
Особое недоумение вызывает существующий в России налог на добавленную стоимость – НДС.
– Типичная ситуация примерно такова, – поясняет Олег Пахолков. – Силовики предъявляют предпринимателю претензии за невыплаченный на 10 миллионов НДС. Предприниматель отвечает, что уплатил НДС как положено. Но ему не верят. 10 миллионов – это по законодательству нарушение в особо крупных размерах. Счета блокируются, предприятие парализуется, директор взят под арест – бизнес полностью останавливается. Далее суд. Если дело политически мотивированное – директора сажают, если дело неполитическое – судья берет взятку, и директор выходит «на свободу с чистой совестью». Суд над предпринимателями в 50% случаев – это вымогательство или давление.
Всю эту систему расчета и сбора НДС обслуживает 100 000 чиновников – налоговых инспекторов. Как минимум столько же – целая армия – бухгалтеров, никому ни для чего больше не нужных. Они сидят на предприятиях и защищают бизнес от налоговиков. В общей сложности 200 000 человек с той и с другой стороны ведут против друг друга бессмысленную войну – из-за несовершенства законодательства.
При этом совершенно непонятно, кому нужен НДС в такой форме: его очень трудно собирать. Есть страны, где НДС вовсе не собирается, а там, где он есть, он берется только с конечного продукта. В последней точке всей цепи – в магазине – этот налог автоматически вычитается из цены товара и прямиком идет в бюджет. А производители, в отличие от российских, вообще никак не связаны с уплатой НДС.
Если бы у нас ввели закон собирать НДС только с последнего в цепочке – с продавца, мы собирали бы НДС раза в два больше. Торгующие предприятия контролировать гораздо проще.
Почему так не сделано в России? Создается впечатление, что специально: ведь таким образом предприниматели находятся под постоянной угрозой возбуждения против них уголовных дел. Вспомним 90-е: тогда сотрудники ОБЭП (Отдела по борьбе с экономическими преступлениями) ходили на частные предприятия как на работу. Недобросовестные силовики «отжимали» бизнес у предпринимателей, а потом не могли ему дать ума. Вот и появилось в России огромное количество неэффективных собственников.
Лично я пережил 11 уголовных дел по подозрению в экономических преступлениях, дважды был под арестом во время следствия. Повторялось все в соответствии с политическими событиями: как новые выборы – так на Пахолкова заводится ряд дел по экономическим преступлениям. А сегодня все, кто занимался бизнесом в лихие 90-е, вспомнили те очень непростые времена и очень опасаются, что начнется нечто подобное.
Возможно, Следственному комитету и нужно дать право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, но сначала необходимо отрегулировать законы. Иначе по нынешним законам из любого предпринимателя очень просто можно сделать преступника. На любом предприятии можно найти значительные нарушения по уплате НДС – потому что у налоговой инспекции, Следственного комитета и бухгалтеров могут возникнуть разные версии: как его правильно платить. А если контрагенты предприятия не заплатили в своей цепочке НДС, то нарушения могут пасть и на добросовестное предприятие. Это не поддается логике и здравому смыслу.
Пока не выстроена нормальная правовая система, по которой бизнес будет работать по четким и понятным правилам, все заявления о том, что нам нужны предприниматели, малый и средний бизнес, – это обман.
О сборе НДС в России
Любой субъект экономической деятельности платит НДС с части прибыли, остальное он возмещает своим контрагентам. За каждую скрепку, лист бумаги, литр бензина и т. д. Таким образом каждый предприниматель должен всем своим контрагентам возместить НДС, а налоговая инспекция должна проверить всю цепочку на предмет уплаты НДС всеми участниками цепочки.
Но таких цепочек из контрагентов при создании и реализации товара обычно много, поэтому расчет возмещения НДС всем контрагентам – очень сложная задача.
Но даже если она решена усилиями бухгалтеров предприятия, налоговая инспекция перепроверяет выполнение всех операций по возмещению НДС и уплату НДС всеми контрагентами.
Часто возникают ситуации, когда на запрос налоговой инспекции приходит ответ о неуплате НДС одним или несколькими контрагентами (предприятиями). Налоговая инспекция получает повод считать проверяемое предприятие посредником в схеме ухода от налога и, следовательно, соучастником преступления. Предприятие должно каким-то образом доказывать свою невиновность.
В каждом втором случае при судебном разбирательстве таких ситуаций выигрывает налоговая инспекция. Предприниматели часто решают создавшиеся проблемы вручением в судах взяток.
Механизм сбора НДС усложняется существованием разных ставок НДС – 18, 10 и 0%. Вывести верную схему возмещения НДС чрезвычайно сложно, что приводит к возникновению реальных ошибок в бухгалтерских расчетах и обязательным претензиям со стороны налоговой инспекции.
Сложность схем возмещения НДС порождает криминальный бизнес по возмещению НДС, счет убыткам для бюджета идет в нем на десятки и сотни миллиардов долларов.
Головоломная схема с НДС приводит к коррупции, толкает всех участников системы сбора НДС – предпринимателей и налоговиков – идти на сговор и уплату НДС «по понятиям». Неофициальная цифра при уплате «по понятиям» – 1,7% от оборота. Именно такую плату отдают налоговикам предприниматели, которые не хотят проблем с налоговой инспекцией. Опытные бухгалтеры платят не по фактическим делам, а скрывают реальные цифры оборота на предприятии и платят именно «по понятиям».
Почти нерешаемая задача по правильной уплате НДС приводит и к тому, что налоговики всегда могут выполнить существующие у них планы по сбору штрафов. При этом инспекторы штрафуют успешные предприятия, так как у неуспешных извлечь средства на выполнение плана по сбору штрафов просто невозможно.