Новый регламент спасет водителей от беспредела
Новый административный Регламент для самих инспекторов по своей сути мало что меняет. А вот рядовых водителей Регламент может спасти от «разбойников с полосатой палкой». Ведь раньше инспектор мог сказать любую фразу, ссылаясь на то, что это написано в законе. Теперь же водителя не напугать большим количеством информации из законов — все, что нужно, есть в Регламенте. Также к числу явных плюсов нового закона относится и то, что в нем водителю разъяснена его возможность защитить себя от произвола на дорогах: если есть сомнения в правомерности действий инспектора или назрел конфликт, водитель имеет право позвонить по номеру, который ему обязан дать инспектор. По телефону водитель может проконсультироваться у начальства инспектора или поговорить с дежурным.
НАПРИМЕР: На дороге одиноко стоит «гаишник», при виде Вас он радостно машет жезлом. Едва вы остановились, инспектор тут же рапортует, что идет операция «Град-Владикавказ». Если у вас появились сомнения, вы можете попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и узнать, действительно ли такая операция проводится, и вообще, должен ли он здесь находиться. Вместе с использованием диктофона ситуация сама по себе для инспектора уже неприятная.
«Правила хорошего тона» для сотрудника ГИБДД
Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник по требованию участника дорожного движения обязан предъявить служебное удостоверение»
Впервые в новом документе прописаны правила применения видеокамер и диктофонов: «Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом».
«Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
С документами инспектор должен обращаться бережно. А если в документы, переданные инспектору, затесались деньги или другие ценные бумаги, он должен вернуть документ обратно владельцу и предложить забрать все ценности. Вообще «сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей».
«В случае задержания транспортного средства вне населенного пункта задержанному лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта». Реальный случай: водитель вовремя не проверил, что срок действия доверенности истек. Поехал в Ростов из Волгограда. По дороге инспектор ДПС проверил документы, выявил, что доверенность просрочена, задержал автомобиль, а водителя с семьей оставил на дороге. Все по закону, но не по-людски. Сейчас подобная проблема решена.
Засада
Теперь инспекторам ДПС официально разрешено сидеть в засаде (ранее эта ситуация никак не оговаривалась). Более того, разрешено скрытно следить за соблюдением правил дорожного движения из машин, не имеющих специальной окраски и проблесковых маячков. Однако останавливать водителей за нарушения ПДД по-прежнему могут только инспекторы в униформе и на машинах ДПС.
Осмотр? Досмотр
В новом документе четко оговорены отличия осмотра и досмотра. Осмотром считается визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза без составления протокола и без понятых, то есть в случае, когда водитель по требованию инспектора сам открывает свою машину и показывает все, что в ней есть. Основанием для проведения осмотра могут быть ориентировки и указания в рамках спецмероприятий, подозрения, что груз не соответствует документам, или что в машине есть неисправности, при которых ее эксплуатация запрещена. Сверка номеров с документами тоже считается осмотром.
Если же водитель отказывается от осмотра, то инспектор обязан провести досмотр. Другими основаниями для этого мероприятия служат опять же спецоперации или проверка обоснованного(!) предположения о наличии в машине запрещенных вещей (оружия, наркотиков и т. п.). В этом случае составляется протокол и привлекаются понятые. Любопытно, что присутствие владельца машины не обязательно.
Вы пьяны
Ранее, если инспектор принимал решение о направлении водителя на медицинское освидетельствование, то он расставался с трезвым водителем сразу же в больнице. Теперь инспектор обязан вернуть трезвого водителя к месту отстранения от управления автомобилем, либо доставить к месту, где был оставлен автомобиль.
Запомните одно незыблемое правило: если у вас водительское удостоверение с собой, то на любое требование куда-либо проследовать инспектор обязан составить протокол. Водитель – не хулиган-дебошир без документов, которого сначала доставляют в ОВД, а потом составляют протокол. Если никакой протокол водителю на месте не предъявлен – никуда ехать он не обязан. Есть подозрение в опьянении – пиши протокол. Хочет инспектор вас куда-то доставить - пусть пишет протокол. Не хочет составлять протокол и возник конфликт? Пусть докладывает дежурному и решает вопрос о вызове своего начальника на место конфликта. Такая норма прописана в Регламенте. А ваша задача – не церемониться с инспектором, а звонить по 02. Там все разговоры записываются, а контроль записей ведет прокуратура. Нужно четко назвать, в чем причина конфликта, сказать, что вы согласны следовать, куда вам скажет инспектор, но только после составления протокола, желательно в присутствии понятых.
Контроль технического состояния
«При обнаружении достаточных признаков административного правонарушения, связанного с техсостоянием, инспектор имеет право составить протокол». Но четкой расшифровки, что такое «достаточные признаки», нет. Опытный водитель быстро сориентируется и скажет, что достаточными признаками будут именно результаты замеров, а не подозрения инспектора в неисправности авто. А вот для неопытных водителей инспектор может сначала составить протокол, а потом выписать направление на экспертизу, сопроводив автомобиль на стационарный пост или станцию техосмотра. Это незаконно!
Теперь поводом для проверки техсостояния на дороге может стать приказ начальника ГИБДД по проведению спецмероприятия. То есть автомобили могут тормозить в большом количестве и заставлять ждать очередь на замеры чистоты выхлопа. Если имеет место неисправность, по Регламенту инспектор вправе предложить водителю прекратить дальнейшее движение до устранения неисправности. ПДД в таких случаях разрешают движение к месту ремонта или стоянки.
Не заплатил — в тюрьму
При выявлении на дороге водителя, который не оплатил штраф, инспектор просит его проехать в ГИБДД, где составляется протокол, и далее – в суд. Юридические основания для доставки и задержания водителя возникают только после составления протокола в ГИБДД. То есть фактически водитель-неплательщик на дороге откликается на просьбу инспекторов и добровольно едет в тюрьму. Если водитель не хочет ехать, то у инспекторов нет оснований заставить его проследовать в ГИБДД. С неисправностью то же самое.
Эвакуатор
В Регламенте сказано: если водитель успел вернуться к эвакуированному автомобилю до того, как эвакуатор начал движение, автомобиль ему должны вернуть. Фактически это приказ инспектору находиться на месте, пока эвакуатор не начал движение, и при появлении водителя вернуть ему автомобиль.
Снятие номеров
В Регламенте теперь четко записано, что без составления протокола о правонарушении запрещать эксплуатацию и снимать номера нельзя. Эта логика давно заложена в КоАП, но на станциях техосмотра инспекторы номера снимают сплошь и рядом, составляя лишь протокол о снятии номеров, без составления протокола о правонарушении. Это незаконно!
Кому жаловаться
Не всегда милиционеры действуют в рамках своих полномочий. И не всегда их мнение беспристрастно. На этот случай в Регламенте прописан порядок обжалования. Граждане смогут заявлять о нарушении своих прав, о противоправных решениях работников ГИБДД или их некорректном поведении на интернет-сайте и по электронной почте МВД, ГУВД, УВД.
Правда, сроки рассмотрения жалоб прописаны только для письменных обращений: 30 дней. Для всех остальных случаев они не установлены.
Надеюсь, разъяснения «особенностей национального Регламента» помогут Вам чувствовать себя более уверенно и защищенно на дороге. Но все же рекомендую иметь в своей правовой «аптечке» Административный Регламент.
Олег ПАХОЛКОВ