ОСАГО подорожает для молодых
Не прошло и месяца с тех пор, как мы писали о новых поправках к ОСАГО, предусматривающих прямое возмещение убытков и введение упрощенной системы урегулирования ДТП. И вот – новые изменения в «автогражданке», касающиеся всех владельцев автомобилей и мотоциклов. С 25 марта страховые компании будут рассчитывать стоимость полиса ОСАГО по новым расценкам.
Основанием для изменения тарифов на полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) послужило Постановление Правительства России № 225 от 10 марта 2009 г. "О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии". Базовая ставка ОСАГО осталась прежней (1980 рублей для легковых автомобилей физических лиц), но зато изменились коэффициенты, которые учитываются при расчете стоимости страхового полиса для конкретного водителя. Для некоторых категорий автовладельцев стоимость полиса возросла почти вдвое. В основном удорожание страховки коснется молодых и неопытных водителей, владельцев автомашин с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил и тех, кто живет в некоторых российских регионах и крупных городах.
Молодым - везде дорога
По статистике, малоопытные водители совершают больше аварий. Именно для автолюбителей моложе 22 лет с опытом вождения до двух лет коэффициенты по страховке будут увеличены более всего — с 1,3 до 1,7. Кроме того, возрастной ценз увеличили с двух до трех лет. А если возраст молодого водителя перевалил за 22 года, то коэффициент составит 1,5 вместо нынешнего 1,2. Стоимость открытого полиса, то есть без ограничения круга лиц, допущенных к управлению, теперь будет рассчитываться с коэффициентом 1,7 вместо 1,5.
Удар по эконом-классу
Вернемся к статистике. И здесь многих может ждать открытие – владельцы мощных машин редко попадают в ДТП. Правда, таких машин в общей массе немного. В основном, российские просторы бороздят отечественные автомобили, мощность двигателя которых до 100 "лошадей" не дотягивает. Поэтому теперь владельцам маломощных машин придется платить за страховку больше, чем раньше. До 50 лошадиных сил коэффициент составит 0,6 вместо сегодняшних 0,5; до 70 л. с. - 0,9 вместо 0,7. Зато могут порадоваться хозяева машин, у которых количество "лошадей" переваливает за сотню. Им скостили стоимость полиса на одну десятую.
Территориальный коэффициент
Правительство не скрывает, что территориальные коэффициенты по полисам ОСАГО увеличили в угоду страховым компаниям. Их ни разу не изменяли за пять лет существования «автогражданки», а экономическая ситуация в стране изменилась кардинально. Многим компаниям стало просто невыгодно заниматься оформлением ОСАГО, особенно в тех регионах, где действовал минимальный коэффициент 0,5.
А это все регионы России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. В результате изменений, внесенных в страховые тарифы по "автогражданке", все прочие края, области и республики в составе РФ были разбиты на несколько категорий. Для них, вместо единого минимального коэффициента, установили "персональные", причем, более высокие.
Как рассчитать ОСАГО
Расчет полиса ОСАГО позволит определить во сколько вам примерно обойдется полис «автогражданки». Правила ОСАГО едины для всех владельцев транспортных средств и всех страховых компаний, поэтому и стоимость полиса ОСАГО у разных компаний должна быть одинаковой.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается при помощи умножения базового тарифа (1980 рублей для частных лиц) на страховые коэффициенты.
При подготовке статьи использованы материалы «Российской газеты» и Российского союза автостраховщиков.
Формула расчета полиса ОСАГО на легковой автомобиль для физических лиц:
П = Тб * Кт * Км * Кс * Кп * Ко * Квс * Кбм
Где:
Тб – базовый тариф (1980 рублей);
Кт – регион преимущественного использования ТС;
Км – коэффициент мощности двигателя ТС;
Кс – коэффициент в зависимости от периода использования ТС;
Кп – коэффициент в зависимости от срока страхования;
Ко – коэффициент в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению ТС;
Квс – коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя;
Кбм – коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (уменьшается на 0,05 за каждый безаварийный год).
Пример 1:
Владелец легкового автомобиля, мощностью 70 л.с., проживающий в г. Волгодонске Ростовской области, пришел в страховую компанию заключить договор обязательного страхования сроком на 1 год. Ему 35 лет, он один допущен к управлению своим автомобилем, водительский стаж 6 лет. Свою машину он безубыточно страховал по договору ОСАГО в течение двух лет. Раньше бы с него потребовали за полис ОСАГО 1247,4 рубля.
Рассчитываем стоимость полиса ОСАГО с учетом новых коэффициентов:
П = 1980 * 0,65 * 0,9 * 1,0 * 1,0 * 1,0 * 1,0 * 0,9 = 1042,47 руб.
Этому водителю придется заплатить 1042,47 рубля.
Пример 2:
Девушка, проживающая в Краснодаре, пришла зарегистрировать новенькую малолитражку 67 л. с. Девушке 20 лет, ее водительский стаж менее одного года. В полис ОСАГО будет вписана только ее фамилия. Раньше бы с нее потребовали за полис ОСАГО 2342,34 рубля.
Рассчитываем стоимость полиса ОСАГО с учетом новых коэффициентов:
П = 1980 * 1,6 * 0,9 * 1,0 * 1,0 * 1,0 * 1,0 * 1,7 * 1,0 = 4847,04 руб.
Этому водителю придется заплатить 4847,04 рубля.
Выдержка из таблицы с территориальными коэффициентами
Регионы | Действствующий кокоэффициент | Новый кокоэффициент |
Адыгея, Коми, Пермский кр., Архангельская обл., Мурманская обл. | 0,5 | 0,85 |
КЧР, Вологодская обл., Кемеровская обл., Костромская обл., Тюменская обл., Челябинская обл. | 0,5 | 0,8 |
Башкортостан, Марий Эл, Краснодарский кр., Владимирская обл., Ивановская обл., Нижегородская обл. | 0,5 | 0,75 |
Ингушетия, КБР, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Самарская обл., Ульяновская обл., Ярославская обл. | 0,5 | 0,7 |
Калмыкия, Ставропольский кр., Астраханская обл., Белгородская обл., Ростовская обл. | 0,5 | 0,65 |
Северная Осетия - Алания, Брянская обл., Волгоградская обл., Орловская обл., Пензенская обл., Саратовская обл. | 0,5 | 0,6 |
Дагестан, Чечня, Воронежская обл., Курская обл., Смоленская обл. | 0,5 | 0,55 |
Коэффициенты в зависимости от мощности двигателя
Мощностость двигателя, л.с. | Действствующий | Новый |
До 50 включительно | 0,5 | 0,6 |
50-70 | 0,7 | 0,9 |
70-100 | 1 | 1 |
100-120 | 1,3 | 1,2 |
120-150 | 1,5 | 1,4 |
Свыше 150 | 1,7 | 1,6 |
Коэффициенты в зависимости от возраста и стажа
Возраст и стаж водителя | Действствующий | Новый |
До 22 лет включительно, стаж до 3 лет включительно | 1,3 | 1,6 |
Более 22 лет, стаж до 3 лет | 1 | 1,6 |
До 22 лет, стаж более 3 лет | 1 | 1,3 |
Города, где изменились коэффициенты
Место жительства собственника | Действствующий | Новый |
Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь | 1,3 | 1,6 |
Архангельск, Копейск, Сургут, Ханты-Мансийск, Якутск | 1 | 1,6 |
Владимир, Волжский, Вологда, Новороссийск, Череповец | 1 | 1,3 |
Олег ПАХОЛКОВ