О чем молчат продавцы

Обули в магазине

В конце прошлого года я купила на распродаже осенние сапоги. Оформляя покупку, продавец сказал мне, что гарантийный срок на них – всего две недели. В течение этого времени я могу обменять обувь или получить деньги обратно, если мне что-то не понравится. Носить сапоги я начала только в марте. На второй день у них сломался каблук и отклеилась кожа от подошвы. Я пришла в магазин и попросила обменять покупку или вернуть деньги, т.к. товар явно некачественный. Но, увидев мой чек, продавец сказал, что ничего сделать не может, поскольку срок гарантии истек еще в прошлом году. Как же мне быть? Отдавать сапоги на экспертизу или сразу обращаться в суд?

Наталья Жукова (Краснодар)

Начнем с того, что обувь относится к сезонным товарам. Значит, срок годности на нее нужно отсчитывать не с даты продажи, как думают многие, а с момента наступления определенного сезона. Обычно гарантийный срок на обувь весенне-осеннего ассортимента действует с 1 марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября. Летний сезон для обуви, как правило, с 1 мая по 1 сентября, а зимний – с 1 ноября по 1 марта.

Теперь ясно, что двухнедельный срок гарантии на обувь, явно незаконен. Скорее всего, продавцы имеют в виду товары надлежащего качества, которые действительно можно обменять или вернуть в течение двух недель. Но только в том случае, если они не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации. А также если сохранены ярлыки, пломбы, товарный вид и потребительские свойства изделия.

Если же в купленной вещи обнаружился недостаток, она относится к товарам ненадлежащего качества. В этом случае потребитель вправе предъявить продавцу требования, указанные в ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: безвозмездное устранение недостатков товара (в том числе, гарантийный ремонт), соразмерное уменьшение покупной цены, замена на аналогичный товар или товар иной марки с перерасчетом покупной цены. Требования должны предъявляться либо в течение гарантийного срока, либо в период срока годности.

Кстати, для сезонных товаров существенное значение имеет начало определенного сезона, причем в том регионе, где находится потребитель, а не продавец. Установление начала сезона (а значит, и начало отсчета гарантийных сроков на определенную группу товаров) относится к компетенции субъектов Федерации.

Теперь об экспертизе товара. Ст. 18 Закона « О защите прав потребителей» гласит, что при возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счет, а потребитель вправе присутствовать при ее проведении. Если же покупатель не согласится с заключением экспертов, то может оспорить его в суде.

Какой путь выберет наша читательница (претензионный или судебный), - ее личное дело.

Деньги или обмен?

Недолго я радовался покупке MP3-плеера: буквально на следующий день он перестал работать. Понес аппарат в магазин, где мне его заменили. Но через 3 дня та же история: плеер не работает, да к тому же сам выключается. Я – снова в магазин, но на сей раз с требованием вернуть деньги за бракованный товар. Однако мне отказали и предложили сдать плеер на экспертизу в сервисный центр. Кстати, они сказали, что на это уйдет 20 дней. Но я внимательно прочитал перед посещением магазина Закон «О защите прав потребителей» и напомнил продавцу, что в п.3 ст.18 сказано: «Потребитель вправе вернуть изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы». Однако мне в этом отказали. Тогда я попросил у них заявление об отказе, но мне его тоже не предоставили. Подскажите, пожалуйста, как быть?

Геннадий Иванов (Волгодонск)

Как следует из письма читателя, плеер находится на гарантийном обслуживании. Поэтому в данном случае можно предложить два варианта развития событий.

Вариант первый – если потребитель желает обменять товар ненадлежащего качества. Вступать в переговоры с продавцом и информировать его о своем желании, конечно, нужно. Но делать это лучше не в устной, а в письменной форме, написав претензию. Если учесть, что наш читатель юридически подкован, то в претензии он может изложить свои требования с указанием статей Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Удовлетворить требования потребителя о замене товара продавец обязан в течение 7 дней со дня предъявления требования (п.1 ст.21 Закона). В эти же сроки продавец должен дать ответ на претензию, если осуществить замену невозможно. Это может произойти, либо по причине отсутствия аналогичного товара (тогда срок замены продлевается до месяца в соответствии с абзацем 2 п.1 ст. 21 Закона), либо, если необходимо провести дополнительную проверку качества товара. Срок проведения действительно составляет 20 дней (п.1 ст. 21 Закона). Имейте в виду: согласно п. 5 ст. 18 Закона, потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Вариант второй – возврат некачественного товара продавцу с возмещением (выплатой) потребителю уплаченных за товар денежных средств. Это право потребителя предусмотрено ст. 18 Закона, и реализовать его он может в любое время, опять же, написав претензию. В этом случае удовлетворить требования потребителя продавец обязан в течение 10 дней.

Еще раз напоминаем: общение с магазином следует вести не только в устной, но и в письменной форме, т.к. устные отказы продавца в удовлетворении требований потребителя, как говорится, к делу не пришьешь. А письменные, во-первых, являются подтверждением ненадлежащего (незаконного) поведения продавца, а во-вторых, будут служить доказательством в возможном судебном разбирательстве.

Олег ПАХОЛКОВ


     16.12.2009     Просмотров: 1517  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость