Освободить тяжелобольных

Теперь арестанты в следственных изоляторах получили возможность пройти медкомиссию, если их здоровье не позволяет им находиться в тюрьме. В список запретных болезней вошло 20 заболеваний. Если человек находится на грани жизни и смерти, то его отпустят.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений » с перечнем болезней опубликовано в «Российской газете» в № 5387 (11) от 21 января 2011 г.

Поводом для радикальных изменений стали громкие истории в столичных следственных изоляторах. Два человека умерли, так и не дождавшись приговора. Теперь их имена знает вся страна: Сергей Магнитский и Вера Трифонова. У них разные судьбы, но похожая смерть: оба были арестованы по обвинению в мошенничестве и уже никогда не увидели свободу. С каким-то мрачным упорством вся право-охранительная система продолжала держать сначала больных, а потом уже умирающих людей за решеткой.

Как будто Вера Трифонова, скажем, могла куда-то убежать в инвалидной коляске. А чем мог быть опасен для следствия Сергей Магнит-ский, которому становилось все хуже и хуже? Сегодня из этих трагедий сделаны серьезные выводы на самом высоком уровне в государстве.

Вступил в силу закон, запрещающий держать тяжелобольных людей за решеткой. Также планируется изменить в целом уголовную политику государства, сделать ее более прагматичной. Например, планируется шире применять альтернативные меры пресечения: залог, домашний арест. Арест должен быть крайней мерой, когда иначе поступить невозможно.

Вряд ли стоит надеяться, что перемены произойдут легко и быстро. Далеко не все люди в погонах признали, что были не правы. Многие до сих пор уверяют, что все сделали правильно. А что люди умерли, так что ж? Мол, издержки производства. Когда еще при жизни Магнитского адвокаты били тревогу, следствие отмахивалось от них. Правоохранители на голубом глазу уверяли, что закон не обязывает следователя контролировать здоровье содержащихся под стражей граждан. Как таких стражей закона убедить, что жизнь человека дороже ведомственных показателей?

Как бы то ни было, наша практика должна измениться, но для этого людям в погонах придется изменить свой менталитет. Правду и справедливость надо отстаивать более гуманными методами. Если человек умирает в следственном изоляторе, он умирает невиновным, поскольку приговор ему не вынесен. Поэтому нынешние изменения чрезвычайно важны.

Как объясняют в тюремном ведомстве, медосвидетельствование будут проводить гражданские врачи. Это важный момент: человек попадет в руки независимых специалистов. Подать заявление на медосмотр можно как начальнику СИЗО, так и следователю, ведущему дело. Такая просьба должна быть рассмотрена в течение следующего рабочего дня, и гражданин начальник обязан вынести какое-либо решение. При этом отказ в медосвидетельствовании можно обжаловать.

Поднять тревогу могут и врачи следственного изолятора. Сама процедура медосвидетельствования займет до пяти дней, но в некоторых случаях ее могут продлить.

Олег Пахолков


     25.01.2011     Просмотров: 1619  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость