Отрезвеем или вымрем
Сегодня много говорится о борьбе с алкоголизмом. Тема не сходит со страниц газет, активно обсуждается в Интернете. И это правильно. Настало время для самых решительных мер.
В нашей стране – эпидемия алкоголизма. Россия спивается. Ежегодно около полумиллиона россиян умирают по причинам, прямо или косвенно связанным с алкоголем. По оценкам экспертов, более половины летальных исходов россиян в возрасте от 15 до 54 лет так или иначе связаны с неумеренным потреблением алкоголя.
Вино, как писал Достоевский, «скотинит и зверит» человека. В состоянии алкогольного опьянения ежедневно совершаются многочисленные преступления – от хулиганства до убийства. По статистике, каждое пятое бытовое преступление в стране происходит на почве пьянства.
Еще более страшные цифры: 80% детей до 14 лет уже пробовали спиртные напитки. Треть подростков выпивает ежедневно. Страшно представить, какое будущее ждет Россию при таких темпах алкоголизации.
Прежде всего, нам необходимо четко определиться с тем, чего мы хотим добиться. Реально ли отвадить от пьянства все взрослое население страны? Сомневаюсь. Те, кто пил, будут продолжать пить и дальше. Как показывает опыт большинства антиалкогольных кампаний в нашем государстве, заменой водке станут самогон и суррогаты.
Сломать сложившиеся традиции, преодолеть алкогольное лобби производителей и продавцов неимоверно трудно. Но сделать это по отношению к молодежи вполне реально, если придать антиалкогольной работе упреждающий характер. Молодежи легче, чем кому бы то ни было, задать определенную модель поведения, стереотип, провоцирующий на подражание. Так, рекламные ролики сформировали образ молодого человека с непременной бутылкой пива в руках. Но ведь есть и другие примеры: появление в телеэфире «Ледового шоу» подтолкнуло сотни тысяч россиян встать на коньки.
Есть целая наука, призванная способствовать реализации товаров, – маркетинг. А раз эта наука способна предложить, как сделать товар более продаваемым, следовательно, эта наука может подсказать, и как сделать товар менее раскупаемым. Сегодня алкогольная тара превратилась в шедевры дизайнерского искусства. А ведь специалисты считают: определяющий фактор при покупке спиртного для тех, кто еще не приобрел устойчивого пристрастия к алкоголю, – это красота упаковки и оригинальность этикетки.
Федеральным властям нужно законодательно определить стандарт бутылки со спиртным, сделать ее максимально невзрачного вида и ограничить цветовую гамму этикетки мрачными тонами. Снять внешнюю притягательность бутылок и банок с алкогольными напитками – пусть это будет первый, небольшой шаг к решению глобальной проблемы. Более точные рекомендации в этом плане могли бы подсказать психологи, проведя с этой целью соответствующие исследования.
Безусловно, это вызовет возмущение обладателей известных водочных и коньячных брендов. Эту проблему можно было бы решить продажей марочных коньяков и вин в ограниченном числе специализированных магазинов, но по ценам в 3-5 раз дороже.
Многое в плане борьбы с алкоголизацией молодежи можно было бы позаимствовать из опыта других стран. Так, например, в Норвегии, Финляндии, Швеции введены самые высокие в мире (до 80%) налоги на алкоголь, действует уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним и изготовление самогона, существует строжайший запрет на торговлю спиртным в вечернее время и в воскресные дни. В США с середины декабря прошлого года вступил в действие запрет на продажу слабоалкогольных коктейлей, основными компонентами которых являются алкоголь и кофеин. Запрет на их продажу был введен из-за беспокойства за здоровье подростков и молодежи, среди которых эти напитки получили большую популярность. Полагаю, что если все заверения российских властей о стремлении бороться с пьянством – не пустой звук, то аналогичное решение должно быть принято и у нас.
Очевидно, что наряду с ограничительными мерами необходимо поддерживать любые инициативы снизу, начать консолидацию всех общественных сил, способных влиять на ситуацию.
Тогда нам удастся загнать алкогольную мафию в жесткие законодательные рамки и остановить сползание страны в пропасть.
По-моему, в наших силах поменять традиции и законы, позволяющие спаивать поколения россиян. В этом я вижу наш долг и перед будущим своей страны.
Олег ПАХОЛКОВ