Почему россияне работают за гроши

Весьма интересный вопрос - как сегодня ценится труд в России? Правительство России внесло проект бюджета на 2011-2013 годы, в соответствии с ним ВВП страны составит порядка 40 триллионов рублей в год, фонд оплаты труда - 10 триллионов, то есть 25 % от внутреннего валового продукта. В развитых странах этот уровень вдвое выше - 50-60 %. Таким образом, единица произведенной продукции российскими рабочим и специалистом оплачивается российским государством и российским бизнесом вдвое дешевле, чем за рубежом. При той же производительности труда наш работник получает вдвое меньше денег.

Всероссийский центр изучения уровня жизни выпустил в свет очень интересное исследование. В 2006 году на одного российского работника приходилось в год продукции на 40 тысяч долларов, на американского - 91 тысяча, канадского - 80, японского - 65, немецкого - 62. То есть в России примерно в 2 раза ниже производительность труда. Казалось бы, по справедливости и зарплата должна быть в 2 раза ниже. Но зарплата в сравнимых ценах в России ниже, чем в Японии в 5 раз, чем в Канаде - в 6 раз.

Возьмем, к примеру, высококвалифицированных специалистов - авиадиспетчеров. Наш авиадиспетчер даже в Москве получает в пределах 75-80 тысяч рублей, то есть 2 тысячи евро. Такие же авиадис-петчеры в Исландии получают 12 тысяч евро, то есть в 6 раз больше, а ведь их труд совершенно одинаков. Одинаковые требования к труду, но зарплата отличается шестикратно. Так что никакого отношения к уровню квалификации заработная плата в России сегодня не имеет, не имеет отношения зарплата и к кризису.

Как сообщил депутат Государственной Думы Олег Шеин (фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ) на невинномысском предприятии "Азот" в прошлом году рост прибыли составил 72 %. Это 27 миллиардов рублей! Но зарплата не повышена, то есть заработная плата фактически снизилась на 10 % из-за инфляции. Странно - кризиса нет, прибыль удвоилась, а заработная плата понижается. Неудивительно, что в этих условиях число долларовых миллиардеров выросло вдвое.

Наше государство ничуть не лучше нашего бизнеса. Фонд заработной платы работников бюджетной сферы не повышается, но это половина беды. Беда заключается в том, что в соответствии с законом о монетизации льгот и решением Минздравсоцразвития уничтожена Единая тарифная сетка, и начальники в учреждениях бюджетной сферы сегодня самостоятельно решают, как им делить заработную плату. Вот, например, в Астрахани руководители подростковых детских клубов получают по 65-70 тысяч рублей, а педагоги-воспитатели - 5-6 тысяч.

При этом законодательство практичес-ки запрещает работникам отстаивать свои права и отстаивать свое право на достойный труд и охрану труда. С принятием нового Трудового Кодекса и решений Конституционного Суда, любая попытка потребовать повышения заработной платы - это прямая дорога лишиться последнего куска хлеба. Когда весной были волнения шахтеров в Междуреченске, журналисты их спрашивали: "Почему вы не сформируете проф-союз? Почему вы не потребуете соблюдения техники безопасности?" А шахтеры ответили, что, если мы сегодня создадим профсоюз, мы лишимся работы завтра, нас уволят сразу, поэтому нам безопаснее покидать камни в стекла администрации и подраться с милицией, чем сформировать профессиональный союз. И это правда.

Инициатива о 60-часовой рабочей неделе - вообще за гранью цинизма. Сегодня даже в Кении продолжительность рабочей недели 52 часа, а нам предлагают 60. Понятно к чему это приведет - к росту безработицы. Там, где сегодня трудятся три человека по 8 часов, будут вкалывать двое по 12. Им будут показывать на третьего - уволенного, и говорить, что если они будут требовать повышения заработной платы, они окажутся на его месте. Рост безработицы - это снижение заработной платы и повышение преступности.

Нужно дать людям право судиться с работодателями по месту работы. Например, если строительная бригада находится в Волгограде, а юридическое лицо находится в Москве, то судиться приходится в Москве. Это издевательство. Нужно это отменить.

Необходимо вернуть работникам право на переговоры с работодателями. Сегодня даже вступить в переговоры с работодателями имеют право лишь профсоюзы, объединяющие более половины коллектива. То есть, когда шахтеры добиваются мероприятий по дегазации, им необходимо заручиться поддержкой работников транспортного цеха, иначе работодатель с ними просто вправе не вступать в переговоры.

Нужно вернуть людям право на переговоры всем профсоюзам, независимо от их численности. Нужно защитить права профсоюзных активистов от необоснованных увольнений. Пусть работодатель в суде докажет, что активист, якобы, чего-то нарушает. Это, кстати, целиком соответствует ратифицированной в России в мае этого года 135-й Конвенции Международной организации труда (МОТ).

Необходимо законодательно запретить компанейские профсоюзы. В декларации МОТ сказано, что не может считаться профсоюзной организация, создаваемая или финансируемая работодателем, марионеточная организация. А в России это сплошь и рядом.

Нужно вернуть профсоюзам право на забастовку. Сегодня забастовки в России, несмотря на Конституцию, фактически запрещены. Из 200 стачек прошлого года люди смогли по закону провести только одну. Закон написан так, что его невозможно выполнить. Если вернуть людям право на забастовку, тогда их будет меньше, потому что с людьми начнут считаться. Начнут говорить, а не доводить их до стачек.

Олег ПАХОЛКОВ


     20.01.2011     Просмотров: 2348  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость