Почему рушатся технологичные предприятия
Сегодня очень много говорится о модернизации экономики. А что же такое модернизация экономики? Это, прежде всего, опережающее развитие высокотехнологичных отраслей, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Что же происходит с нашими этими высокотехнологичными отраслями? Прежде всего, посмотрим на ракетостроение и космос. Последние события, которые происходят, – ракеты падают, спутники падают (как военные, так и гражданские).
Авиапром. Военный тендер в Индии проиграли. Гражданских самолетов за прошлый год построили аж семь штук.
Автопром. Легковой – давайте посмотрим: российская отрасль в лице «АвтоВАЗа» рухнет, как только закончится программа утилизации. И факты говорят о том, что доля «АвтоВАЗа» на рынке сни- жается.
Дальше. Грузовой автопром. Возьмем легкий коммерческий транспорт. Помните, был такой автомобиль «Бычок»? Он уже ушел с рынка, и «Газель» уходит.
Тяжелые грузовики «КамАЗ » и «Урал». У «КамАЗа» перспективы – только в кооперации с «Мерседесом». Кстати, слава Богу, он сейчас в этом направлении идет. «Урал» прорабатывает свои перспективы развития с Китаем.
Автобусы. Автобусов российского происхождения практически уже нет.
Тракторное и сельхозмашиностроение, строительно-дорожная техника. Здесь ситуация простая. Все госзаказы в этом направлении фактически разделены между 20 компаниями. Госзакупки фактически монополизированы, и все остальные – тысяча предприятий – побьются за остатки рынка.
Автокомпоненты, двигатели, коробки передач, оси, мосты, колеса. В этом секторе надежда только на приход глобальных производителей – Китая и Германии, и они сейчас данный рынок в России захватывают. В нашей стране как таковая отсутствует обработка металла фрезерованием. Самое лучшее оборудование, самые лучшие образцы – 20-летней давности. Конечно, можно сделать несколько образцов продукции, но конкурентоспособной она не будет.
Кузнечные заводы. Из нескольких десятков кузнечных заводов только один имеет международный сертификат. Но даже если появятся еще такие предприятия – проблема будет в том, что металл брать негде. Потому что из металлургических заводов, которые производят товара более 50 миллионов тонн в год, только один выпускает продукцию, сертифицированную по международному стандарту.
Что же нужно делать? Прежде всего, отменить позорные госзакупки у единственного поставщика, допустив к тендерам всех российских производителей. И тогда за счет конкуренции на российском рынке при поддержке российского бюджета рынок начнет развиваться. Будет развиваться именно российское машиностроение.
Второе. Согласен с депутатом Государственной Думы Валерием Гартунгом: инфляцию нужно подавлять не монетарными методами, а прежде всего антимонопольными мерами. Начать признавать доминирование на локальных рынках. Ведь дошло до чего? Сегодня цены на сортовой прокат, который является основным при производстве высокотехнологичной продукции, на российском рынке на 35-60 процентов выше, чем на мировом. Скажите мне, пожалуйста, как при таких условиях наши автокомпоненты, либо ракеты, либо самолеты будут конкурентоспо-собными?
Следующее. Нужно либо ввести запретительные экспортные пошлины, либо отменить возврат НДС на сырье, такое как кокс, руда, стальная заготовка и лом.
Четвертое и последнее. После принятия всех этих мер нужно обязательно отменить 34 процента страховых платежей и вернуть 26 процентов.
Олег ПАХОЛКОВ