Почему учитель в самом низу социальной лестницы
9 октября в Государственной Думе прошел правительственный час с участием министра образования Дмитрия ЛИВАНОВА. Свой взгляд на положение дел в системе образования высказал депутат Госдумы (фракция «Справедливая Россия») Олег ПАХОЛКОВ
– Сегодня главной инициативой в образовательной политике министерства является новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон очень плохой, как с содержательной точки зрения, так и с точки зрения его грамотности. Мы об этом говорили почти три года. В законе есть ляпы, то есть грубые ошибки, которые надо устранить.
Первое. Закон ущемляет конституционные права наших граждан. Так в статье пятой (пункт третий) говорится о том, что бесплатное образование в нашей стране сохраняется, но в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, которые единолично утверждает министр образования и науки. Таким образом, министру дано право ограничивать наши конституционные права. Тем временем, 43-я статья того же закона не содержит никаких ограничений на получение бесплатного образования. Чтобы устранить эту правовую коллизию, наша фракция внесла соответствующий законопроект.
Второе. В канун Дня учителя были проведены социологические исследования, которые показали, что 77% наших учителей готовы поменять профессию. Это – катастрофа. Казалось бы, педагогам недавно подняли зарплату, причем, почти на недосягаемую высоту. Тогда в чем проблема? А в том, что статус учителя остался по-прежнему крайне низким. Педагог находится на самой низкой ступени нашей социальной лестницы.
Не хлебом единым жив учитель. За последнюю четверть века растоптаны престиж, социальный статус и самоуважение учителя. В новом законе «Об образовании» статья 47 на четырех страницах расписывает правовой статус педагогического работника. Лукаво и витиевато. Прочитав эти четыре страницы, задаешь справедливый вопрос: а где же статус? Увы, его нет. Наша фракция подготовила законопроект о присвоении работникам образования статуса государственных служащих. Но министерство, видимо, этого не желает.
Еще одна проблема. Ежемесячно школы сдают 50 форм различных отчетов в инстанции, которые, кстати, не имеют отношения к образованию. Обещали с этим разобраться. Разобрались: заменили слово «отчеты» на модное словцо «мониторинг». Конечно, суть осталась все та же – отчеты только умножились. Перечислю некоторые из них: по дополнительному образованию детей; по физкультуре и спорту (это все федеральные отчеты); по итогам воспитательной работы за прошлый год; по успеваемости в текущем году и так далее. В последнее время создается впечатление, что дети в школе стали лишними. Даже изречение появилось: «Дети сейчас мешают учителям заниматься их главной работой – заполнением бланков отчетности».
Вот вам и работа министерства, вот вам и новый федеральный закон. Фракция «Справедливая Россия» считает, что Ливанов продолжает курс, взятый предыдущим министром на разрушительные реформы в образовании и науке. Мы требуем немедленной отставки министра образования и науки!