Почему в регионах разный транспортный налог
Налоговое законодательство России предоставляет субъектам федерации свободу самостоятельно устанавливать суммы налогообложения транспортных средств. Таким образом, одновременно на территории нашей страны действуют 80 налоговых ставок. Так для ВАЗ 2105 сумма налога в 2013 году варьируется в зависимости от региона от 0 до 1600 рублей, а для «Пежо 308» от 0 до 4200. Мы решили выяснить, где цифры достигают своих минимальных и максимальных значений.
В России сумму транспортного налога каждый субъект федерации определяет самостоятельно. Единственное условие: размер налоговых сборов в регионе не может превышать общероссийскую норму, установленную федеральным законом, более чем в 10 раз. Мы решили сделать обзор налогообложения за 2013 год на примере двух легковушек – ВАЗ 2105 (мощность двигателя 64 л.с.) и «Пежо 308» (120 лошадок).
Рассчитывать налог мы будем исходя из того, что машины находятся у нас в собственности на протяжении всего 2013 года. Формула для расчета чрезвычайно проста: ставка транспортного налога X мощность двигателя = сумма сбора.
В федеральном законодательстве оговариваются размеры максимальных ставок. Для машин мощностью до 100 л. с. максимальная ставка равна 25. В диапазоне от 100 до 150 – 35. Исходя из этого, для ВАЗ 2105 максимальный годовой налог будет равен 1600 рублям, а для «Пежо 308» – 4200 рублей.
По максимуму – 4200 рублей – за «Пежо 308» (и для других автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.) платят в Санкт- Петербурге, Ленинградской, Новгородской и Сахалинской областях, республиках Татарстан, Марий Эл и Башкортостан. Последние две установили максимальный налог и на «Жигули» – 1600 рублей. Санкт-Петербург «дышит им в затылок» – здесь наша «пятерка» обходится в 1536 рублей в год.
Вольготно владельцам отечественных легковушек живется в Свердловской, Смоленской и Оренбургской областях. В этих регионах машины мощностью до 100 л. с. налогом не облагаются. Суммы сборов с владельцев «Пежо» здесь находятся на среднем уровне – 1608, 1920 и 1800 рублей соответственно.
Самой привлекательной для автовладельцев системой налогообложения могут похвастаться Ненецкий и Ханты- Мансийский автономные округа, а также Чеченская республика. Легковые машины здесь облагаются налогом только начиная со 150 л. с. Таким образом, ни на один из наших автомобилей ждать квитанции из налоговой не приходится.
Размер транспортного налога в регионах России, руб.
Регион | Ваз 2105 | Пежо 308 |
Москва | 448 | 2400 |
Санкт-Петербург | 1536 | 4200 |
Свердловская обл. | 0 | 1608 |
Новосибирская обл. | 384 | 1200 |
Башкортостан | 1600 | 4200 |
Калининградская обл. | 160 | 1680 |
Тверская обл. | 640 | 3048 |
Чукотский АО | 320 | 840 |
Дагестан | 384 | 960 |
Магаданская обл. | 384 | 960 |
Курская обл. | 640 | 3240 |
Волгоградская обл. | 480 | 2100 |
Республика Тыва | 320 | 840 |
Томская обл. | 288 | 720 |
Чеченская Республика | 0 | 0 |
Воронежская обл. | 1280 | 3600 |
Олег пахолков: «Транспортный налог – узаконенный грабеж»
– «Справедливая Россия» не раз выступала с инициативой отменить транспортный налог, несправедливо уравнявший всех без исключения автомобилистов, – говорит депутат Государственной Думы Олег Пахолков. – Почему пенсионер, выезжающий несколько раз летом на стареньком «Москвиче» на дачу, а в остальное время не пользующийся машиной, должен платить налог за весь календарный год? Разве можно сравнивать такого автомобилиста с заядлыми гонщиками или крупными фирмами, занимающимися грузоперевозками в масштабах страны?
Мы предлагали честный подход – ввести акцизы на топливо. Как это работает на деле: залил водитель 20 литров бензина в бак, заплатил в кассе на АЗС (в стоимость одного литра уже включена налоговая составляющая, то есть акциз). Сколько потратил топлива – столько заплатил налогов. Ни копейкой больше! А не хочешь выезжать из гаража полгода – твое право. И за это с тебя не должны драть три шкуры в виде транспортного налога. Это справедливо!
То, что произошло в итоге, иначе как мошенничеством и грабежом не назовешь. Единороссы приняли закон о повышении акцизов (в 2011 году – на 1 рубль, в 2012 – на 2, в 2013 – на 3 рубля), но при этом не отменили прежний транспортный налог.
Теперь самое, пожалуй, интересное – цифры. Министерство финансов сразу после утверждения повышения топливных акцизов летом 2010 года озвучило сумму, на которую предполагалось обогатиться за счет российских автомобилистов – 200 миллиардов рублей в 2011 году, 370 миллиардов в 2012 году и 500 миллиардов в 2013 году. Итого – 1 триллион 70 миллиардов рублей.
В России около 24 миллионов автомобилистов. Несложный подсчет показывает – за три года каждый лишится 44 500 рублей. Не забываем, что это в плюс к транспортному налогу, который так и не отменили до сих пор.