Тяжелый металл
Сторонники и противники разработки никеля в Воронежско й области сошлись в рукопашной.
Сводный отряд полиции вчера направился в Новохоперский район Воронежской области, где накануне произошла потасовка между экологическими активистами и охранниками поселка геологов, ведущих разведку месторождения никеля в интересах Уральской горно- металлургической компании (УГМК). В результате инцидента серьезно пострадали минимум по одному человеку с каждой стороны, а полиция возбудила уголовное дело по факту хулиганства и умышленного причинения легкого вреда здоровью. Стороны возлагают друг на друга вину за «спланированную провокацию».
Глава пресс-службы воронежского управления МВД Наталья Куликова рассказала «Ъ», что драка произошла около девяти вечера в понедельник у поселка Сорокинского Новохоперского района, где разбили свой лагерь геологи, занимающиеся разведкой Еланского медно-никелевого месторождения для владеющей лицензией на его разработку УГМК. К огороженному металлическим забором лагерю, который охраняли сотрудники ЧОП «Патруль», подошли несколько активистов. Словесная перепалка переросла в драку.
Стороны излагают разные версии происходившего и расходятся в оценках числа пострадавших. Координатор экологического движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин утверждает, что потасовку спровоцировали сотрудники «Патруля». «Они сначала начали толкаться, затем один из охранников принялся душить женщину-активистку. Затем они зверски избили одного человека и буквально затащили за свой забор еще троих протестующих, били их, даже полиция не могла попасть вовнутрь», – рассказал он. Официальный представитель воронежского проекта УГМК Маргарита Глотова, в свою очередь, вчера уверяла, что драку спровоцировали и «заранее спланировали» активисты: «Среди них были люди из Волгоградской и Саратовской областей, изначально настроенные агрессивно и готовившиеся к такому развитию событий».
Стороны сходятся в том, что напряженность начала нарастать за два дня до потасовки, когда неподалеку от лагеря прошел несанкционированный митинг противников разработок. «Там было несколько сот человек. Люди разные – кто-то задавал вопросы, а кто-то предлагал, к примеру, физически расправиться, в том числе и со мной», – рассказала Маргарита Глотова. По словам Константина Рубахина, сразу после митинга активисты решили разбить возле лагеря геологов свой «экологический пост»: «Мы пытались мирно препятствовать нарушению закона со стороны УГМК».
Обе стороны вчера были удовлетворены тем, что воронежское УМВД возбудило уголовное дело по факту хулиганства (ст. 213 УК РФ) и умышленного нанесения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ).
По словам Натальи Куликовой, подозреваемых в нем пока нет. По данным УМВД, речь идет минимум о двух пострадавших – главе местной казачьей общины Игоре Житеневе и водителе УГМК по фамилии Ревенко. Казак оказался в местной ЦРБ с сотрясением мозга и переломом челюсти, а шофер получил кирпичом по голове. «К нам поступило 14 заявлений о причинении обоюдных телесных повреждений», – отметили в полиции. Ведомство вчера направило на место происшествия сводный отряд из 76 человек для предотвращения массовых беспорядков, еще 230 полицейских находятся в резерве.
Этот инцидент стал новым витком продолжающегося уже год противостояния между экологическими активистами и УГМК вокруг планов компании по разработке расположенных в Новохоперском районе Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений.
Активисты утверждают, что добыча ископаемых нанесет непоправимый вред расположенному неподалеку Хоперскому заповеднику и реке Хопер. Представители компании обвиняют активистов в попытке дестабилизировать ситуацию в регионе и заверяют, что будут соблюдать все экологические требования. Информационная война между участниками противостояния уже сделала проблему воронежского никеля одной из самых острых экологических тем в стране. В конфликте участвуют и региональные власти. Изначально губернатор Алексей Гордеев поддерживал планы УГМК. Но, встретив негативную реакцию населения, областные чиновники либо вообще прекратили публично высказываться о проблеме никеля, либо отделываются нейтральными фразами. «К весне нынешнего года протест пошел на спад, некоторые его лидеры дискредитировали себя. Чтобы поддержать волну, им была нужна сакральная жертва. Собственно, она и была принесена», – заверил вчера «Ъ» высокопоставленный источник в областном правительстве.
Схожего мнения придерживаются в УГМК. «Компания начала работать с жителями, собирать их предложения по повышению уровня жизни в районе. Начал, можно сказать, налаживаться мостик между нами. Этот инцидент – попытка его разрушить», – отметила Маргарита Глотова. «Нам это побоище было невыгодно. Мы взяли курс на мирный протест. В этом случае нынешние обвинения в «неконструктивности» активистов и их экстремизме были бы невозможны», – настаивает Константин Рубахин.
Депутат Госдумы Олег Пахолков , вчера приезжавший на место происшествия, назвал инцидент «жесткой провокацией». «Ее явно организовали лидеры протеста. Мирный лагерь мог стоять возле геологов долго, все бы про него тихо забыли. Но какой же экологический протест без мощных скандалов? Вот и получилась драка. Но в этой ситуации никудышно сработали представители УГМК. Теперь эта компания демонизирована еще сильнее, чем раньше, а на урегулирование ситуации ей потребуется в десятки раз больше сил», – уверен он.
Всеволод Инютин , «Коммерсант», 15 мая 2013 г.