Вернуть право на забастовку!
За 2009 год на территории России прошла всего одна забастовка. За 2010 год – ни одной. Неужели нет трудовых споров? Неужели нет проблем?
Нет. Потому что забастовки невозможно провести юридически. С другой стороны, посмотрите, что происходит с протестными акциями по причине трудовых споров. Они просто выносятся с территории предприятия на улицу и превращаются в митинги или перекрытие железнодорожного полотна, как, скажем, на известных шахтерских акциях.
2008 год. Таких акций было 93. Из них 60 с голодовками. В 2010 году – 272 акции, 106 из них с приостановкой работы. За три первых месяца 2011 года – уже 53 акции протеста. То есть люди-то как раз недовольны. Только мы им не даем возможности в правовом поле найти возможность для диалога с работодателями.
75 процентов протеста – это многомесячная невыплата зарплаты. Чаще всего люди выходят на улицу только тогда, когда много месяцев действительно не получают зарплату. Когда происходят какие-то небольшие сокращения, увеличение трудового дня – до такой «мелочевки » профсоюзы, честно говоря, даже не доходят.
Согласен с депутатом Госдумы Антоном Беляковым: граждане России лишены возможности решать свои трудовые споры в рамках сегодняшнего законодательства. Его нужно менять.
Первое, чего необходимо добиваться, – это, конечно, расширение списка законных оснований для проведения забастовки. Мы считаем, что туда необходимо добавить и поддержку законных требований других бастующих в форме так называемой забастовки солидарности, которая существует в большинстве цивилизованных стран мира. И, безусловно, критику социально-экономической политики органов государственной власти.
Кстати, что касается забастовок солидарности. Их недопустимость по положениям Трудового кодекса Российской Федерации многократно подвергалась критике со стороны контрольных органов МОТ (Международной организации труда). Во многих европейских странах законодательная норма о таких забастовках существует. А мы являемся еще и объектом международной критики.
Понятно, что забастовка солидарности сегодня, если ее не прописать в законе, не может быть признана судами законной, поскольку требования бастующих не обращаются к своему работодателю. Бастующие поддерживают другие профсоюзные организации, рабочих других предприятий.
Следующее. Для России сегодня весьма актуальна проблема моногородов. Понятно, что, когда в городе все работают на одном предприятии, провести забастовку так, чтобы это никак не затрагивало критику местной власти или не влияло на социально-экономическую ситуацию, – невозможно. Поэтому здесь также необходимо повлиять и откорректировать законодательство.
Следующее назревшее требование – упрощение условий проведения забастовки. Уже говорилось: чтобы принять решение о начале забастовки, необходимо либо согласие двух третей трудового коллектива, либо присутствие двух третей избранных делегатов. Есть предприятия с численностью работающих 100 тысяч человек. Каким образом там можно соблюсти эту норму, совершенно непонятно.
И наконец, 410-я статья Трудового кодекса. Она предполагает нелепую сегодня меру о том, что нужно заранее определить продолжительность забастовки. Какой же смысл организовывать забастовку, если наниматель прекрасно знает, что завтра вы ее должны обязательно закончить? Договорились или не договорились, но забастовка завтра закончится.
Никто не хочет, чтобы было больше забастовок, больше простоя предприятий и возникали какие-то экономические проблемы. Нужна сбалансированная, хорошо взвешенная политика, которая позволяет сдерживать определенный произвол со стороны работодателей, а самое главное – иметь возможность трудовым коллективам, профсоюзам в рамках действующего законодательства эффективно, в короткие сроки отстаивать свои права.
Олег ПАХОЛКОВ