Внимание! Обман покупателей
Доплата за гарантию
Купил жене в подарок электрическую зубную щетку с множеством каких-то насадок. При оплате товара продавец предложил мне доплатить «всего лишь» 10% от стоимости за возможность обменять щетку в течение двух недель, если вдруг что-то не понравится или она сломается. Поскольку стоимость покупки не так велика, я на всякий случай заплатил. Теперь вот думаю – правильно ли я сделал? Ведь если щетка сломается, мне ее и так поменять обязаны. Или я ошибаюсь?
Геннадий Иванов
(Ставрополь)
Вопрос очень интересный. Такая «забота» продавцов об интересах покупателя (правда, за его же, покупателя, деньги) немного настораживает. Так что давайте разбираться по порядку.
Во-первых, согласно перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден постановлением Правительства РФ № 55 от 19.02.1998 г.) предметы личной гигиены, к которым, безусловно, относятся зубные щетки, обменять нельзя! Поэтому, даже если вы заплатили некую сумму за возможность обмена товара, если он вам «вдруг разонравится», продавец имеет полное право не производить такой обмен, сославшись на указанный Перечень. Что, скорее всего, и произошло бы.
Во-вторых, если приобретенный товар в течение гарантийного срока сломался, то в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», вы имеете полное право требовать от продавца:
• соразмерного уменьшения покупной цены;
• замены на товар аналогичной марки или на товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
• безвозмездного устранения недостатков (ремонт) или возмещение расходов на их исправление третьими лицами;
• расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств.
Все перечисленные требования должны быть удовлетворены продавцом в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования. И никакой доплаты за реализацию данного законом права не требуется!
В принципе взимание продавцом дополнительных денег за возможность обменять товар является элементарным мошенничеством. Так что это повод для обращения в местную торгинспекцию и Роспотребнадзор.
Цена виртуальная не всегда реальная
Решил купить цифровой фотоаппарат. Блуждая по Интернету, нашел подходящую модель, причем по вполне приемлемой цене. Отправил заявку, и вечером того же дня мне привезли фотоаппарат. Но оказалось, что стоит он на 500 рублей дороже, чем было указано на сайте. Я человек не жадный, однако, согласитесь, разница вполне ощутимая. Поинтересовался у курьера, почему интернетовская цена не совпадает с реальной. Ответ поверг меня в шок: «У нас цены изменились неделю назад, а информацию на сайте просто еще не успели обновить». Фотоаппарат я в конечном итоге купил, но осадок остался. Скажите, разве такое поведение продавца законно?
Олег Петров (Шахты)
Покупка через Интернет, которую совершил наш читатель, относится к так называемому дистанционному способу продажи товара. При таком способе потенциальный покупатель имеет возможность ознакомиться с товаром и его характеристиками лишь по фотоснимкам, описаниям технических и других параметров, представленных на сайте фирмы-продавца.
Согласно ст. 26.1. Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец до заключения договора должен предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, об условиях его приобретения и доставки, о гарантийном сроке и порядке оплаты, а также о цене и о сроке, в течение которого действует данное предложение. Все это – обязательный минимум информации, который дает потребителю возможность сделать правильный выбор. И совершенно не важно, какой именно из этих факторов стал решающим при выборе товара — стоимость или, скажем, более продолжительный гарантийный срок.
Несоответствие реальной цены и той, что заявлена в Интернете, может рассматриваться как нарушение ст. 10 и 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; а на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ (ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Кроме того, потребитель может отказаться от покупки на том основании, что ему была предоставлена неполная и недостоверная информация относительно цены товара. Такое право предоставлено статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Главное – успеть
Отправляясь в турпоездку, жена взяла с собой фен. И надо же было так случиться, что в последний день путешествия он сгорел, причем в буквальном смысле слова. Вернувшись домой, супруга обнаружила, что срок гарантии истекает через две недели. Мы сразу же написали заявление об обмене, но вручить его руководству магазина никак не можем: директор хронически отсутствует, а продавцы говорят, что не уполномочены принимать никакие документы. На свой страх и риск отправили заявление по почте заказным письмом, но боимся, что оно не дойдет вовремя. Как нам тогда быть?
Петр Искользин (Новочеркасск)
Статья 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель вправе предъявить продавцу требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Поскольку вы отправили заявление до окончания гарантийного срока (это подтверждается календарным штемпелем на письме, а также квитанцией, которая выдается при отправке заказных писем), то к продавцу вы обратились своевременно. Но если он все-таки откажется выполнить ваши требования, ссылаясь на то, что получил претензию после окончания срока гарантии, настоятельно рекомендуем процитировать ему ст. 194 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, даже претензии (заявления и т.п.), отправленные в адрес продавца по почте в последний день гарантийного срока, будут считаться поданными вовремя.
И еще раз напоминаем: отправлять претензии, заявления и другие документы, связанные с разрешением подобных ситуаций, нужно именно заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.
Танцуют все
За компанию с подругой записалась на курсы восточного танца живота. Перед тем как заплатить деньги, я побеседовала с администратором фирмы и выяснила, что занятия проводятся группами по 5-6 человек. На первых порах преподаватель работает с каждым индивидуально, а потом, когда все освоят технику, переходят к коллективным танцам. Кстати, то же самое было сказано и в договоре. На деле же все оказалось иначе. И на первом, и на втором, и на третьем занятиях руководитель лишь показывала нам движения и, включив музыку, удалялась из зала. А мы кто во что горазд, осваивали восточный танец. Мне это надоело и я решила больше не ходить на курсы. Пришла к администратору и потребовала вернуть мне деньги за оставшиеся занятия. Но мне ответили: «Не нравится – не ходите, но денег мы вам не вернем». Разве это законно?
Вера Калугина (Краснодар)
Администрация курсов неправа. Во-первых, как следует из письма, между вами и фирмой был заключен договор, в котором определен порядок и способ оказания услуги. Кроме того, перед заключением договора вам была предоставлена информация об услуге, на основании которой вы и осуществили свой выбор. Впоследствии неисполнение (точнее ненадлежащее выполнение) способа оказания услуги заставило вас отказаться от дальнейших занятий. Поэтому в данном случае расторгнуть договор можно именно на этом основании – ненадлежащее исполнение условий договора, касающихся способа организации занятий.
Во-вторых, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право отказаться от договора в любое время, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Аналогичная норма содержится и в ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
Чтобы расторгнуть договор, вам нужно написать руководству курсов претензию с указанием причины ухода и перечнем требований. Ответить на претензию и удовлетворить ваши требования фирма обязана в течение 10 дней. Так гласит ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Предупреждать надо
У меня уже месяц молчит телефон. Позвонила на АТС и подала заявку на вызов мастера. Он пришел, посмотрел аппарат и заявил: «Он по техническим параметрам не поддерживает новую, недавно установленную линию. Меняйте телефон, тогда все будет работать». Я, конечно, плохо разбираюсь в технике. Но разве меня, как абонента, не должны были предупредить о том, что на АТС происходит замена оборудования и что из-за этого мне нужно менять телефонный аппарат?
Елена Владимирова (Курск)
К сожалению, на практике часто бывает так, что телефонная компания в одностороннем порядке меняет условия договора с абонентом. Но в этом случае она обязательно должна уведомлять пользователей об изменении правил игры. Например, путем рассылки информационных писем или публикации сведений в средствах массовой информации.
В данном случае, производя замену оборудования, оператор связи обязан был проинформировать своих абонентов о том, какие телефонные аппараты после такой модернизации будут соответствовать техническим нормам и обеспечивать надлежащее исполнение договора как со стороны оператора, так и со стороны абонента.
В соответствии с п. 22 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи (далее – Правила) «оператор связи обязан предоставлять абоненту и (или) пользователю информацию, необходимую для заключения и исполнения договора. Указанная информация в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонента и (или) пользователя через средства массовой информации, информационно-справочные службы, а также в местах оказания услуг телефонной связи». К такой информации, в частности, относится и перечень оборудования, соответствующего установленным требованиям (п. 23 Правил).
Поскольку вам, как абоненту и потребителю услуг телефонной связи, такая информация в надлежащем виде и в положенные сроки предоставлена не была, вы имеете право в соответствии со ст. 12 и п.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» требовать уменьшения стоимости оказанных услуг (ведь фактически вы ими не пользовались) и даже расторжения договора.
Олег ПАХОЛКОВ