Запретить отстрел собак и кошек
Законодательно запретить отстрел бродячих животных – такой проект поправок в закон «О ветеринарии» внесли в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия» (автор – Олег Михеев):
– Мы имеем дело с классической «черной дырой» в законодательстве. Мало кто из граждан знает, что уничтожение животных как форма контроля над их численностью четко не прописано ни в одном законодательном акте страны. Закон «О ветеринарии» обязывает власти субъектов Федерации защищать население от болезней, общих для человека и животных, а также проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней и их лечению. В законе идет речь о ликвидации именно болезней, а не самих животных! Однако прямого запрета на «утилизацию» бродячих животных нет, а что не запрещено, то разрешено.
На практике контракты на уничтожение кошек и собак размещают муниципальные органы власти. Последний такой случай, имевший широкий общественный резонанс, – контракт на уничтожение животных в городе Сочи в преддверии Олимпиады. Прямой отстрел кошек и собак – варварский средневековый метод, который практически не используется в европейских странах. В частности, он абсолютно запрещен в Германии, полтора года назад был полностью запрещен в Грузии. Полагаю, Россия должна пойти по этому же пути и поставить жесткий законодательный барьер полулегальному живодерству.
Отстрел, прежде всего, – садистский метод. Для уничтожения животного применяются паралитические вещества – «Аделин» и его аналоги. Иногда они используются в ветеринарии для эвтаназии, однако – всегда в паре с глубоким наркозом и при условии подбора дозы с учетом веса животного.
Разумеется, в полевых условиях на эти правила никто не обращает внимания. В результате животные погибают в тяжелых мучениях. Кроме того, уничтожение домашних животных – не самое безопасное с санитарной точки зрения дело. Компании, выполняющие контракты по отстрелу, сплошь и рядом утилизируют трупы с нарушениями.
Последний жуткий случай – в Катайске Курганской области: в начале декабря местные жители обнаружили собачьи тела, попросту выброшенные на свалку рядом с городом. Ранее местные власти заключали с некоей фирмой контракт на отлов бродячих животных. В таких условиях продукты разложения тел напрямую могут попадать в почву и источники воды – просто чудо, что нигде еще не разразилась эпидемия! Такие «санитарные меры» опаснее, чем их отсутствие.
Наконец, давно уже доказано: отстрел неэффективен, если используется в качестве основного метода контроля численности бродячих животных. Популяция очень быстро восстанавливается до естественного в городской среде уровня.
Существуют данные исследования по ситуации с численностью бродячих животных в европейских странах и республиках Закавказья. Хуже всего ситуация оказалась в Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Молдове: численность бездомных кошек и собак там неконтролируемо увеличивается. Именно в этих странах наиболее широко используется утилизация с отстрелом «на месте»! Самые благополучные европейские страны: Бельгия, Дания, Финляндия, Германия – выстраивают концепцию контроля над популяцией через просвещение владельцев собак, жесткий учет домашних животных, штрафы, систему приютов и программы стерилизации. Практика показывает, что все эти методы работают только в комплексе. Именно по этому пути необходимо идти России, если мы хотим реально решить проблему бродячих животных.