Эдуард Васильев: «современные деревенские жители ленятся заниматься хозяйством»
Начиная какое-то дело (для себя или ради интереса), мы даже не предполагаем, чем может все закончиться и куда нас может привести Судьба. Так случилось и с моим новым героем, Эдуардом Васильевым, который в 15 лет купил поросенка «ради интереса». Тогда он даже подумать не мог, что этот поросенок был первым шагом к большому фермерству, которое сделало его успешным и счастливым.
Эдуард родился городским: все его детство и часть юности прошли в небольшом городке Красный Холм Тверской области.
Красный Холм – город маленький, провинциальный, никакого производства и предприятий там не было, с работой тоже всегда было сложно. Когда в конце 80-х прошлого века маму Эдуарда пригласили работать заведующей магазином в деревню Заборовье, отказаться она не смогла, и маленькая семья из городской стала деревенской. Там они получили квартиру в двухэтажном доме. Но о том, чтобы заводить какое-то хозяйство, речи не шло.
Как поросенок стал ступенькой в фермерское будущее
Несмотря на то, что семья жила в многоквартирном доме, все соседи держали хозяйство. Гуси, куры, поросята, даже коровы мычали под окном. В деревне с этим проще, у каждого был участок под хозяйство. У Эдуарда же с мамой ничего этого не было. Он ходил в школу, мама на работу − и заниматься чем-то еще семья не предполагала. Все решил забавный случай.
Однажды одна бабушка, работающая в магазине истопником, предложила парню купить поросенка. И он купил! Естественно, когда мама узнала, что у них появится поросенок, то была немного в шоке. Никто никогда до этого животноводством в семье не занимался, как кормить и как ухаживать за скотиной, тоже никто не знал.
Места для поросенка тоже не было (не в квартиру же его селить), поэтому Эдуард договорился с соседями, у которых был сарай. Поросенку выделили угол, окружили вниманием и заботой. Поили его детскими смесями, варили кашки, отчего он стал расти не по дням, а по часам. Этот поросенок и стал той первой ступенькой в превращении городского парня в фермера.
Раз овечка, два овечка – будет стадо Одним поросенком все дело не закончилось и была куплена еще пара поросят. Затем Эдуард сначала купил одну овечку, затем другую. Овечки оказались плодовитыми и уже через пару лет пара овечек превратилась в солидное стадо. Потом появилось гусиное стадо, а затем – стельная телка, которая через некоторое время отелилась. Корову доили с мамой по очереди.
А дальше пошел азарт. К тому же начались суровые девяностые, когда ни работы, ни продуктов, ни перспектив на будущее не было. Нужно было выживать. «Почему бы не завести еще и курочек?» – задал себе вопрос Эдуард и купил сотню цыплят на рынке. Правда, о том, как вырастить из суточного цыпленка взрослую курицу, не было никаких знаний, поэтому из сотни выжило меньше половины. Однако неудачи молодой человек воспринимал не как подножку, а как опыт и, невзирая на мелкие и крупные сложности, строил глобальные планы на будущее.
– Со временем мы развели достаточно большое хозяйство. Все местные были поражены масштабами и тем, что я, молодой парень, сам этим занимаюсь, – говорит Эдуард.
Маленькая семья пыталась выжить в хаосе, который тогда был в стране. Выращивали и продавали барашков, гусей и кур, молоко, делали творог и сметану. Все отвозили на рынок и на фоне тогдашней всеобщей нищеты очень даже неплохо жили. Конечно, звезд с неба не хватали, дорогими машинами не разжились, но тогда и инфляция была бешеной: если утром за одну цену можно было купить диван, то к вечеру за ту же цену – пару кур и банку молока.
Чем сейчас живет сельский житель
– Раньше в нашей деревне не было двора, в котором бы ничего не выращивалось. Коровы, куры, свиньи, гуси были даже у ленивых. Сейчас же деревенским проще купить в магазине промышленные молоко, мясо и яйца, чем самим все это вырастить. В нашем селе только единицы сами растят хотя бы кур, остальные все покупают в магазине, – рассказывает Эдуард. – Раньше ведь проще было: пошел, мешок зерна украл, свинью накормил, завтра опять украл. Сейчас не наворуешь. А покупать корма никто не хочет, да и дорого. В основном, сейчас все держат огороды.
Сейчас работы в деревне нет, поэтому многие односельчане Эдуарда ездят на работу в город, который расположен в 20 км. Другие работают наемными рабочими в местных фермерских хозяйствах. Дела не идут от незнания организации труда
– У нас есть хозяйства, где имеется больше сотни коров. Там всегда остро стоит проблема с реализацией молока. Его много и все на рынке не продашь, а оптовики скупают его за гроши, которые зачастую не покрывают всех расходов на корма и содержание, – рассказывает Эдуард Васильев. – К тому же эти оптовики часто занижают цены, задерживают оплату, а иногда и вообще «кидают» фермеров и ничего им не платят. Общаясь с руководителями, я не раз предлагал им организовать свое небольшое производство по переработке молока. Делать творог, сметану, сыры быстрого приготовления. Все это пользуется гораздо большим спросом на рынке, нежели просто молоко. Тем более все это реализуется за наличку. Практически быстрые деньги. Но, видимо, там нет таких сильных организаторов, которые смогли бы этим заняться. А ведь это не так сложно, как можно себе представить.
Что имеем – приумножаем
Сейчас в деревне Заборовье у Эдуарда Васильева порядка десяти гектаров земли и шесть гектаров в другой деревне. Большой дом, где он живет с красавицей женой Оксаной, детишками и мамой, расположен на 15 сотках на самом краю деревни. Вернее, участок гармонично упирается в могучий сосновый лес. С одной стороны, это очень здорово: прямо из дома можно выйти в лес, а с другой – время от времени лисы воруют: то гуся утянут, то курочку.
Сегодня Эдуард – успешный предприниматель, основатель фермы под названием «Мясная ЭКО-ферма Эдуарда Васильева». На ферме семья и несколько помощников разводят тридцать барашков романовской породы, выращивается около шестидесяти бычков костромской породы, которых откармливают не более двадцати месяцев, поэтому их мясо очень нежное и наваристое. Также выращиваются гуси и курочки. В перспективе – развести на ферме оленей.
В теплое время года животные живут в деревянном открытом загоне прямо на опушке соснового леса. Зимуют они в крытом теплом загоне. Здесь же расположены отдельно отстроенное кирпичное здание и цех по обвалке и разделке мяса.
Ферма производит не только мясо на продажу, но и мясную продукцию: тушенку, вкуснейшую ароматную колбасу (есть свой колбасный цех), колбаски для жарки, холодец, отбивные, шашлыки, бифштексы, рамштексы, котлеты (всего 64 наименования). Сейчас стали продавать даже отварную говядину в нарезке: ее отваривают, нарезают, упаковывают в вакуум по 200 г.
– Главное в приготовлении любого продукта – вложить в него душу. В свою колбасу мы никогда не добавляем никаких консервантов. Только простые и всем понятные ингредиенты – мясо, соль, чеснок и перец. Наверное, поэтому наши продукты распробовали и хотят даже в Москве, – говорит Эдуард.
– Мы постоянно увеличиваем ассортимент продуктов на ферме, чтобы потребитель «не заскучал». Вообще, нельзя давать покупателю «скучать», иначе он уйдет. Кстати, в месяц мы производим порядка полутора тонн мясных изделий.
Мечты глобальны. Например, Эдуард с женой мечтают организовать агротуризм. Чтобы люди приезжали к ним на ферму, наблюдали за тем, как живет сельский фермер, потрогали и погладили домашних животных, попробовали настоящую домашнюю еду.
Это пока планы, но я уверена, что у этой семьи все получится. Ведь там, где оба мечтают об одном, все получается. А в семье Эдуарда знают, чего хотят.
Советы начинающим от опытного фермера
– Если вы решили стать фермером, прежде всего должны понять, что без хотя бы начальных знаний ничего не получится. Вы должны проникнуться этим вопросом. Нужны знания по уходу, по кормлению, по прививкам. Но самое главное в деле фермера – сбыт. Вырастить бычка – это полдела. Самое сложное − его продать. Сбыт – это самая важная часть любого дела. Я знаю много людей, которые пытались стать фермерами, выращивали отличную продукцию, а дальше дело не шло – нет покупателя. А если нет покупателя, то и дела нет. Так «прогорели» многие. Поэтому заранее нужно отрабатывать и логистику. Ну, и узнаваемость тоже должна быть. Вы должны быть лучшими на рынке (лучшие продукты, соответствие цены и качества), чтобы вас узнавали, приходили только к вам, рекомендовали вас своим знакомым и друзьям. Такая репутация лучше всякой рекламы. Но любовь покупателя, сами понимаете, приходит не сразу, а со временем.
Нужно подумать также и о переработке мяса. Ведь не все продается, остальное нужно или замораживать, соответственно, теряется качество мяса, или готовить какие-то мясные изделия. Мы сейчас так и делаем: что-то осталось – приготовили тушенку, пельмени, котлеты, холодец. Это и выгодней, и производство не стоит на месте.
Светлана Березнева, Тверская область