Когда не поможет завещание и квартира перейдет третьему лицу
До того, как открыто наследство, завещание остается тайной для всех. Однако обычно близкие родственник редко скрывают его содержание друг от друга. Поэтому обычно дети заранее знают о том, что родитель отписал им по завещанию свое имущество: дом, квартиру, дачу, денежные сбережения и т. д. Но нужно не забывать, что быть упомянутым в завещании и получить наследство – не всегда одно и то же. Хочу привести интересный пример из судебной практики, который это наглядно подтверждает.
У пожилой женщины из близких родственников была только единственная дочь. Она давно выросла, переехала в столицу и устроилась там на работу.
Вопрос с наследством был давно решен: дочь и так была единственной наследницей по закону из первой очереди, но мать еще дополнительно составила на нее завещание.
Как видно, квартира с вероятностью на 99,9 % должна была перейти по наследству к дочери. Но дело приняло весьма неожиданный поворот.
Когда матери не стало, дочь, как и полагается, обратилась к нотариусу для принятия наследства. Самым ценным имуществом была квартира. В свое время мать приватизировала ее, так что дочь теперь могла оформить недвижимость в свою собственность.
Однако нотариус ее разочаровал: по данным Росреестра, собственником квартиры числилась не мать наследницы, а совсем другая гражданка. Ею оказалась соседка матери по лестничной площадке...
Как выяснилось, незадолго до своей кончины мать подписала договор ренты. Согласно его условиям квартира переходила в собственность соседки, а та взамен обязывалась пожизненно ухаживать за матерью (оплачивать коммунальные счета, покупать продукты, лекарства и т. д.).
Договор был удостоверен нотариусом (для ренты это обязательное условие, иначе сделка будет ничтожной). А по правилам ренты недвижимость переходит к ухаживающему с момента заключения договора, тогда как обязательство по уходу прекращается, когда не станет рентополучателя.
Поэтому соседка стала собственницей квартиры еще при жизни матери. Единственный нюанс: поскольку договор был заключен буквально за несколько дней до того, как женщины не стало, соседка не успела оформить регистрацию в Росреестре: запись о переходе собственности на недвижимость была внесена уже после того, как открылось наследство.
Но тем не менее нотариус отказался включать квартиру в наследственную массу, и вполне обоснованно:
- ведь по наследству, как известно, переходит только то, что принадлежало наследодателю.
Завещание в пользу дочери никто не отменял, однако его невозможно было исполнить, так как мать не была собственницей квартиры.
Закон не запрещает завещателю как угодно распоряжаться своим имуществом при жизни. Значит, всегда есть вероятность, что на день открытия наследства указанного в завещании имущества уже не окажется в наличии.
Дочь попыталась оспорить договор в суде, ссылаясь на то, что он был заключен под влиянием заблуждения, а также на то, что переход собственности был зарегистрирован уже после открытия наследства.
Однако иск не увенчался успехом:
- нотариус подтвердил, что женщина осознавала суть договора. С соседкой ее связывала давняя дружба, поэтому не было никаких сомнений в том, что она действовала добровольно;
- также у нее не подтверждалось заболеваний, которые могли бы повлиять на ясность сознания;
- по поводу отсутствия регистрации права собственности на момент открытия наследства: на этот счет Верховный суд РФ уже высказывал свою позицию.
Закон не требует государственной регистрации для договора ренты. Значит, он признается заключенным с момента оформления сделки и передачи ключей от квартиры.
Дата регистрации права собственности за ухаживающим в данном случае не имеет значения (определение № 5-КГ19-196).
Поэтому, несмотря на завещание, квартира досталась соседке.
Ирина Сивакова,
кандидат юридических наук
http://www.irina-sivakova.ru/
Подписывайтесь на наш дзен-канал