Олег Пахолков с трибуны Госдумы потребовал спасти Волгу и Дон от катастрофического обмеления
Депутат «Справедливой России» считает, что Россия может потерять великие реки и «кровеносную систему» страны Крупномасштабная промышленная и экологическая катастрофа назревает сегодня в стране в связи с обмелением двух крупнейших рек – Волги и Дона. С докладом на эту тему в Госдуме 20 апреля выступил депутат от фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» и редактор газеты «Хозяйство» Олег Пахолков.
Олег Владимирович привел шокирующую статистику по ситуации в одной из самых критических территорий, в Цимлянском водохранилище.
В том месте, куда должны были причаливать корабли – пустота и потрескавшаяся земля
– Период маловодья Цимлянского водохранилища начался с 2009 года и продолжается уже восьмой год. В эти годы уровень воды в водохранилище ежегодно угрожающе приближался к отметке уровня мертвого объема, равного 31,00 м по Балтийской системе. Так, минимальный уровень по годам в указанный период составлял: в 2009-м – 32,68 м (в октябре); в 2010-м – 31,78 м (в июле). А уже в 2015 году – 31,16 м (в октябре), т.е. лишь 13 см отделяли от уровня мертвого объема.
Середина апреля – это время так называемой «большой воды». Уровень водохранилища должен был достигнуть своей максимальной отметки, но остановился на 33,12 м. Это всего 50% от многолетней нормы. По неутешительным прогнозам, в 2016 году он не превысит 34 м при нормальном уровне в 36 м – приводит данные Пахолков. А это означает фактическую остановку судоходства между реками Волга и Дон уже в июле этого года.
– Работу по строительству соединения рек начал Петр Первый, продолжали все последующие цари, а претворил это в жизнь Иосиф Сталин в 1952 году первой Всесоюзной послевоенной стройкой, гигантским трудовым подвигом советского народа. Тогда мы сумели обнять Европу водными путями, что имело не только экономическое, но и огромное военно-стратегическое значение для государства. И вот в 2015 году изза катастрофического маловодья были введены жесткие ограничения для судов. Их заполняли на 30-50%. Посадка судов на мель стала ежедневной практикой для моряков, – подчеркнул в своем выступлении Олег Владимирович.
– Недостаточность снегозалегания по причине глобального потепления – одна из основных причин, на которую сегодня «пеняют» многие. Но существуют и другие, не менее значимые! Прежде всего, в нехватке воды виноват сам человек, – говорит Пахолков.
– Первая причина – это заиливание истоков. Притоки стали давать воды в 2-5 раз меньше нормы. Причина – прекращение работы земснарядов для очистки рек. Любой мост, любая даже небольшая плотина является естественной закупоркой реки, прекращает ледоход, который, как грейдером, каждую весну чистил реки, вырывая камыш, вырезая ил со дна.
Море постепенно отступает, оставляя за собой мертвую рыбу и мусор, оставленный человеком
Для решения одной из основных причин по обмелению Дона и Волги Олег Пахолков обратился к опыту советских ученых. Так, в СССР при строительстве каждого мостового сооружения или плотины определяли количество часов работы земснарядов для нивелирования последствий. Например, при строительстве Волгоградской ГЭС было запущено 40 земснарядов в Волго-Ахтубинскую пойму.
– На сегодняшний день функционируют лишь два земснаряда вместо прежних 40. И занимаются они добычей песка, а не очисткой протоков.
Отдельную часть своего выступления Олег Пахолков посвятил сине-зеленым водорослям, которые способствуют заболачиванию рек и искусственного моря. Спикер отметил, что после развала Советского Союза и остановки многих промышленных предприятий экологическая ситуация на водных объектах резко улучшилась. Причина здесь кроется в том, что основной «корм» этих водорослей – бытовые канализационные выбросы в воду от частного сектора. Засорение рек такими отходами является основной причиной размножения сине-зеленых водорослей.
– Огромное количество домов незаконно подключаются к ливневкам – канализационные отходы сливаются в водохранилища непосредственно людьми. Даже 30-ти частных домов в Воронеже было достаточно, чтобы случилась экологическая катастрофа в заливе Воронежского водохранилища, – вспоминает Пахолков.
Еще одно пагубное воздействие сине-зеленых водорослей заключается в том, что они собирают всю грязь, а потом ложатся на дно в виде ила. В некоторых местах в течении реки Дон глубина ила достигает от 1 до 8 м.
Фактически сине-зеленые водоросли – это продукт жизнедеятельности человека, который несет еще одну глобальную проблему – нарастание ядовитого ила от 1 до 8 см в год. Соответственно, наши реки мелеют не только сверху, но и снизу. А попытки тронуть этот ил приведут к вымиранию всего живого вокруг.
– В миллионном городе Ростове-на-Дону купаться невозможно около десяти лет. Знаменитая песня «Левый берег Дона, чайки у затона» осталась только в наших сердцах. Любая попытка зайти в воду может закончиться серьезными последствиями для здоровья человека. Если мы действительно думаем, что можем вывести нашу страну на новый уровень экономики путем развития внутреннего туризма, не занимаясь очисткой рек, мы заблуждаемся. Наши водоемы – это «кровеносные сосуды» организма нашей страны. Разве может человек быть поистине здоровым с зашлакованными сосудами?
Тревогу вызывает и ситуация с биологическими запасами рыбы, которые снизились за последние несколько лет в 10 раз. Более того, обмеление мелководий в прошлом году практически на нет свело естественное воспроизводство рыбы. Все естественные нерестилища остались без воды. Рыба была вынуждена сбрасывать икру на глубине, либо перерождать ее в жир.
Олег Пахолков: «Слева и справа от меня камыш, а под ногами – дно Цимлянского водохранилища. Вода на 2 м уровнем ниже. Сейчас самое время большой воды. Пик наполнения водохранилища уже прошел. В данную секунду вода набирается менее 1 см в день и к 15 мая остано- вится в пиковой точке. Водохранилище имеет рекордно низкий уровень налива».
– Причин обмеления рек сотни. То, что сегодня рассказал я – всего лишь вершина айсберга. И все это в основном связано с жизнедеятельностью человека, а не с природными катаклизмами. Нам необходима настоящая государственная программа, а не разовые решения. Например, программа строительства Багаевского гидроузла стоимостью 22 миллиарда рублей, возможно, временно и решит проблему судоходства. Но придется пробивать русло от иловых отложений. Корабли по болоту плавать смогут, но все живое погибнет. Не только на Дону, но и в Азовском море, – бьет тревогу Пахолков. – Проблема глобальна, и решать ее необходимо комплексно. В постсоветский период система распалась: теперь каждые несколько лет создаются новые программы под разрозненным управлением, как, к примеру, та, о которой я только что рассказал. А должен быть один, единожды сформированный системный план-график мер, которого бы придерживались все пользователи водного ресурса и не отступали от него. Только так мы сможем добиться каких-то изменений. В ином случае мы рискуем потерять великие реки навсегда!