Если ОСАГО не помогло

Благодаря всеобщей автомобилизации и принятию закона об автогражданке в нашем сознании уже прочно улеглось: все конфликты на дорогах покроет «водительское ОСАГО». К сожалению, в реальной жизни остается достаточное множество ситуаций, когда потерпевший вроде бы есть, а вот ОСАГО «под него» — нет…

Верховные поправки

В апреле Верховный суд принял два важных решения, которые обрадуют автолюбителей:

1. Когда в аварии виноват водитель, не вписанный в полис ОСАГО, но законно севший за руль, страховой компании все равно придется платить.

2. За угнанное с охраняемой стоянки авто должен раскошелиться хозяин парковки. По закону, договор ОСАГО страхует риск владельца авто, а также всех, кто ведет транспортное средство на законном основании. Вообще составлять списки для полиса необязательно. Закон установил два варианта ОСАГО: когда с разрешения владельца автомобилем может управлять кто угодно или когда список рулевых записан в полисе. Впрочем, заплатив, страховщик вправе предъявить регрессный иск водителю - виновнику аварии и взыскать с него все убытки, которые тот причинил.

Еще одно решение суда защитило хозяев, оставляющих машины на автостоянках. Если «железного коня» угнали из охраняемого гаража, владелец «стойла» должен возместить ущерб, в том числе и при отсутствии письменного договора на охрану авто. Закон позволяет привести свидетелей, которые подтвердят, мол, был такой джип на стоянке, я сам видел, и его владелец исправно платил аренду. К тому же на многих стоянках есть журнал учета, куда вносятся номера. Поэтому доказать, что ты был арендатором, и авто пропало именно из бокса, нетрудно.

Право на компенсацию

Каждый российский автовладелец, заключая договор по ОСАГО, автоматически пополняет так называемый дополнительный резерв компенсационных выплат - туда уходит 3% от каждой страховой премии. Этот резервный фонд находится в распоряжении Российского союза автостраховщиков (РСА).

Получить компенсационные выплаты в счет вреда жизни или здоровью возможно в следующих случаях:

- Если страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась или у нее отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. Иными словами, полис ОСАГО есть, но нет страховщика, готового производить по нему выплаты.

- Если виновник ДТП неизвестен. При этом необходимо доказать, что сам потерпевший неповинен в случившемся. Например, злодей скрылся с места происшествия, но свидетели его видели.

- Если виновник ДТП не имеет договора обязательного страхования гражданской ответственности (полиса ОСАГО).

План действий

1. Обязательно вызовите на место ДТП сотрудников ГИБДД, которые оформят первичную документацию. Проследите, чтобы ваши данные были внесены в протокол и вас признали потерпевшим.

2. С документами обращайтесь в информационный центр РСА. Представительства РСА существуют только в столицах федеральных округов. Но документы могут принять и страховые компании, имеющие договор с РСА. Они обязаны не только принять их, но и помочь любому обратившемуся по поводу ущерба жизни и здоровью оформить весь пакет документов. А вот имущественные вопросы уполномочены рассматривать только «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «МАКС», «Русский мир», Военно-страховая компания.

Собираем документы

Обязанность сбора документов и других доказательств, то есть сведений, подтверждающих объем и характер нанесенного вреда, лежит на самом потерпевшем. Перечень этих документов вы можете узнать в той организации, куда обратились. Основной пакет:

- Документ, удостоверяющий личность потерпевшего;

- Справка о ДТП, выданная ГИБДД;

- Протокол об административном правонарушении, составленный сотрудником ГИБДД;

- Постановление по делу об административном правонарушении;

- Извещение о ДТП;

- Документы следственных или судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда.

В остальном же комплекты документов различаются в зависимости от того, какие требования предъявляются. Например, при подаче заявления о компенсации утраченного дохода нужно представить справки из медицинских учреждений, в которых оказывалась помощь, причем там должен подробно описываться характер полученных травм, диагноз, время нетрудоспособности. Плюс к тому - заключение медико-социальной или судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности, подтверждающее причинно-следственную связь между полученными травмами и ДТП. Далее - справка от работодателя о том, сколько мог бы заработать пострадавший за период своего невольного «простоя».

Сроки рассмотрения и выплаты Сформированное требование о компенсационной выплате страховая компания направляет в РСА не позже чем через пять рабочих дней после получения. РСА в течение 15 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов принимает решение - выдать деньги или отказать. Заявителю пришлют по почте копию решения об отказе или извещение о месте получения компенсационной выплаты и копию решения о выплате. Деньги переводят по безналичному расчету в течение пяти рабочих дней после принятия положительного решения.

Учтите, что срок исковой давности по имущественным претензиям составляет три года, а по «жизни и здоровью» — не ограничен.

Имущество Здоровье или жизнь
несколько потерпевших один потерпевший несколько потерпевших один потерпевший
не более 160 000 руб. на всех не более 120 000 руб. без ограничений (не более 160 000 руб. на каждого) не более 160 000 руб.

В таблице указаны максимальные выплаты, а сколько заплатят в каждом конкретном случае, зависит от многих факторов. РСА на основании персональных данных рассчитает размер возмещения. Так, учитываться будут не только реальные расходы, но и, например, величина дохода потерпевшего. Если виновник или страховщик уже выплатил потерпевшему часть суммы, то компенсация, соответственно, уменьшается.

Российский союз автостраховщиков (РСА):

тел.: (495) 771-69-44

E-mail: rsa@autoins.ru, www.autoins.ru.

Круглосуточный информационный центр РСА, где, в частности, можно узнать координаты представительств в округах:

тел.: 8-800-200-22-75 (бесплатно), (495) 730-72-02

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор, www.fssn.ru).

- Справочная служба: тел.: (495) 251-32-02

- По вопросам надзора за деятельностью страховых организаций:

тел.: (495) 251-50-55

- По вопросам жалоб граждан и организаций:

тел.: (495) 251-12-19, Факс: (495) 251-18-58

Е-mail: fssn@fssn.ru - для приема корреспонденции от граждан, страховых компаний.

Олег ПАХОЛКОВ


     25.03.2009     Просмотров: 2024  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость