Кто поможет селянину после вступления России в ВТО
Не так страшна ВТО, как ее малюют?
10 июля Государственная Дума России большинством голосов ратифицировала присоединение России к ВТО. Для многих отечественных производителей, особенно сельских, этот день стал воплощением их худших ожиданий. Ни для кого не секрет, что на мировом рынке российское сельское хозяйство без государственной поддержки не конкурентоспособно.
Вполне понятны опасения наших фермеров, которым известно, что, вступая в ряды Всемирной торговой организации, России придется снять экономические барьеры для импортных товаров.
Но действительно ли все так мрачно? Давайте разберемся – какие перспективы ожидают отечественное сельское хозяйство и, что не менее важно, отечественные компании, снабжающие селян ГСМ по льготным ценам.
Итак, вступление России в ВТО отнюдь не означает, что государство откажется помогать отечественному производителю. Без государственной поддержки сельское хозяйство практически любой развитой страны обречено. Приведем в пример Японию – вторая экономика мира, и, тем не менее, – планово убыточное сельское хозяйство. Разумеется, погодные условия островного государства благоприятными не назовешь, но и в России они не лучше.
Что получается? Механизмы дотирования сельского хозяйства после вступления в ВТО не исчезнут, но существенно изменятся. Главная задача – сделать эти механизмы более эффективными. Поэтому планируется изменить механизм отпуска ГСМ сельхозпроизводителям, перейдя к прямому субсидированию фермерских хозяйств. Это позволит сделать поставки более прозрачными.
Не единого шанса спекулянтам
Не секрет, что до сих пор отпуск топлива по льготным ценам в период весеннеосенней страды нередко порождал немало скандальных историй. Например, стало известно, что аграриям Омской области некие таинственные «бизнесмены» предлагали подавать заявки на получение льготного топлива с намеренно завышенными объемами. Неудивительная расторопность, если учесть, что разница между рыночной и льготной ценой тонны топлива достигает 10 тысяч рублей. Увы, но подобные мошенники действуют не только в Сибири.
Полная прозрачность и контроль на всех стадиях поставки топлива от НПЗ до конкретного потребителя на селе – наиболее эффективный способ избежать таких ситуаций. Поддержку должны получать сельхозпроизводители, а не спекулянты.
Положительный пример
Показателен пример взаимодействия ТНК-ВР с департаментами сельского хозяйства в тех аграрных регионах, куда компания отгружает льготное топливо (а их 10, в том числе и Ростовская область, куда компания ТНК предполагает поставить с июля по ноябрь 27 тысяч тонн дизельного топлива). Сейчас компания завершает подписание нескольких соглашений о сотрудничестве с местными властями. В этих документах отдельно прописаны пункты, касающиеся совместного контроля за поставками льготного топлива.
Ведь обе стороны заинтересованы, чтобы оно направлялось именно на поддержку села. Так, согласно этим документам, покупатель обязуется использовать нефтепродукты, приобретенные по льготным ценам (а льгота существенная – 20% от рыночной цены), только в целях проведения комплекса сельхозработ в полевых условиях. Региональные власти, со своей стороны, готовы предоставлять списки конкретных сельхозпроизводителей с указанием площадей обрабатываемых земель и требуемых объемов топлива, чтобы исключить возможность использования серых схем в ходе реализации соглашений.
Объясняя последовательную позицию компании, первый заместитель Исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке и торговле Амир ФЕЙЗУЛЛИН заявил:
– Понятно, что некоторые бизнесмены и руководители не могут удержаться от соблазна решить собственные проблемы за счет «льготных» ресурсов. Но, подчеркиваю, – топливо по льготным ценам отпускается для решения, в первую очередь, государственных задач. Это – помощь селу и обеспечение продовольственной безопасности государства. И мы готовы, если того потребует ситуация, пойти на усиление контрольных мер. Наша общая задача – исключить возможность спекуляции льготным топливом.
Следует отметить, что в отдельных регионах ТНК-ВР обеспечивает снабжение селян ГСМ по льготным ценам уже много лет, фактически – с момента своего появления в регионе. Только в июле-сентябре этого года предприятия ТНК-ВР поставят сельхозпроизводителям 254 тысячи тонны дизельного топлива и 5,7 тысячи тонн автобензина по льготным ценам.
Поддержка распространяется на сельское хозяйство Ростовской, Калужской, Костромской, Курской, Саратовской, Рязанской, Волгоградской, Тульской, Ярославской областей и республики Карелия.
Так что оставлять производителей сельхозпродукции один на один с рынком никто не собирается. Но эффективность этой помощи зависит от совместных усилий тех, кто помощь предоставляет, и тех, кому эта помощь адресована.