Национализировать коммуналку
Сложившаяся в нашей стране ситуация с ЖКХ – это сращивание непрофессионализма и воровства. При оплате населением жилищно-коммунальных услуг образуются достаточно большие деньги. Речь идет о сумме в три триллиона рублей в год, а это сравнимо с половиной дохода государственного бюджета Российской Федерации. Получается, что в различных городах России, в сельской местности коммунальные компании – это современный Клондайк, Эльдорадо.
Год назад в одном из поселков Свердловской области один гражданин приватизировал местную котельную. Тепла там как не было, так и нет. Зато «коммунальщик» по прошествии двух лет смог приобрести себе замок в Чехии и достаточно неплохую квартиру в Милане.
Коммунальное хозяйство не случайно притягивает к себе жуликов со всей страны, хотя, как и везде, там встречаются порядочные люди. Но сегодня это настоящая финансовая черная дыра.
Коммунальное хозяйство можно разделить на две сферы. Это сферы монополий и конкуренции. Монополии нужно контролировать. Через народный контроль, через юридическую, финансовую прозрачность. А область, в которой могут работать рыночные механизмы, где люди могут сами выбирать, с кем заключать договоры, – должна быть подчинена законам конкуренции.
У нас же сейчас делается все с точностью до наоборот. Там, где целесообразнее монополии (это тепловые энергетические компании), принимаются решения о приватизации и об отмене всякого государственного контроля вообще. Более того, год назад фракция Единая Россия приняла новый закон о теплоснабжении, по которому плату за тепло государство теперь не регулирует вовсе, этим займутся сами частные коммунальные компании.
А вот там, где есть возможность конкуренции и выбора (лифтовое хозяйство, обслуживание и ремонт домов, уборка территории), делается все возможное, чтобы придушить ростки малого бизнеса и загнать все обратно в ЖЭКовское стойло. Но тут возникает одна большая разница: раньше ЖЭКи были государственными, можно было пойти пожаловаться в администрацию, она несла за них ответственность. После приватизации появились мелкие частные фирмочки, и на них жаловаться уже некому. Точно так же можно пытаться жаловаться на базарного торговца. Он же формально не относится к числу муниципальных государственных работников и может даже в голод продавать свой мешок картошки по той цене, по которой пожелает, – хоть в сто раз дороже обычной.
Путем возвращения к монополии стараются подавить деятельность товариществ собственников жилья, других органов жилищного самоуправления. Делается это последовательно и целенаправленно. Вплоть до того, что осенью прошлого года Единой Россией в первом чтении был принят закон о штрафах, взимаемых с жителей домов за протекающие крыши и залитые водой подвалы.
То есть государство не помогает ремонтировать дома, а наоборот, штрафует народ. Тому есть свои причины. Во-первых, надо чтобы меньше жаловались. Во-вторых, проще удушить штрафами нормальные товарищества собственников жилья и небольшие частные ремонтные организации, которые пытаются с ними работать. Сейчас все коммунальные фирмы частные и их дела – коммерческая тайна. Более того, огромная их часть вообще зарегистрирована в офшорных зонах. То есть, наши коммунальные компании, тепловые, энергетические, многие водоканалы имеют своих хозяев на Кипре, на Багамских островах, а вовсе не в Российской Федерации. И деньги идут за рубеж.
И выяснять, почему тарифы на тепло и свет такие какие они есть, по большому счету бессмысленно. Предприятия ЖКХ нужно возвращать обратно в госсобственность, как это происходит за рубежом. В Германии те водопроводы, которые были проданы при консерваторах в 90-е годы, сегодня возвращают обратно в муниципальную собственность. В ста немецких городах это уже произошло. Точно такой же процесс происходит в ЮАР, в Бразилии, в Перу – везде кроме Российской Федерации.
Полностью согласен с депутатом Государственной Думы Олегом Шеиным: нужно национализировать коммунальные монополии, вернуть их обратно в муниципальную государственную собственность, ввести полную финансовую прозрачность. Чтобы каждый рубль был явен и открыт, благо Интернет позволяет отслеживать каждую сделку. И, конечно же, развивать рынок нужно там, где есть возможность конкуренции. Это услуги по уборке территории, вывозу мусора, ремонту домов – тут пусть люди сами выбирают, с кем заключать договор.
Олег ПАХОЛКОВ