Платная бесплатная медицина

Сколько бы ни говорили о бесплатной медицине в России, но почти каждый поход в больницу или поликлинику не обходится без оплаты тех или иных медицинских услуг. Как разобраться, за что мы должны платить, а какие врачебные услуги нам должны оказывать без оплаты, на основании полиса? В этом мы попробуем сегодня разобраться.

Медицину разделят

Платная медицина вредна для современной экономики, - уверены многие российские эксперты. По их общему мнению, услуги за деньги были вынужденной мерой в 1990-е годы, тогда они помогали обновить инфраструктуру здравоохранения. Сейчас же они поддерживают недобросовестную конкуренцию, искривляют рынок и развращают врачей.

Цель бесплатной медицины - делать людей здоровыми, а платной – получать прибыль. Это отличие настолько принципиально, что Федеральная антимонопольная служба намерена законодательно закрепить запрет государственным лечебно-профилактическим учреждениям оказывать платные услуги. В этом случае система здравоохранения претерпит серьезные изменения и будет разделена на отдельные платные клиники и на общедоступные бесплатные медицинские учреждения.

По Постановлению Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", которое является обязательным для исполнения всеми медицинскими учреждениями РФ, платные медицинские услуги должны предоставляться населению лишь в качестве дополнительных услуг к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. У нас же часто трактуют это иначе и навязывают платные услуги населению. Например, бесплатная очередь на УЗИ во многих поликлиниках может доходить до нескольких недель, но если вы решили оплатить такую услугу, то обследование этим методом проведут в любое удобное для вас время.

Бесплатные услуги

Какие медицинские услуги должны предоставляться населению бесплатно, а какие – за деньги, указано в Постановлении Правительства РФ № 913 от 5 декабря 2008 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год». Там все подробно расписано: виды и нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь.

В рамках программы бесплатно предоставляются:

1. Экстренная медицинская помощь;

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневном стационаре (лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении не входит в программу ОМС);

3. Стационарная помощь при:

• острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях, травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям,

• при патологии беременности, родах и абортах,

• при плановой госпитализации в целях проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах, отделениях и палатах дневного пребывания.

Платные услуги

Подробные сведения о том, какие специалисты и какие услуги следует оказывать платно, должны содержаться на информационных стендах. Такой стенд обязан находиться в каждом медучреждении на входе. В нем указывается перечень платных услуг, а также категории населения, для которых они оказываются. Обычно платить приходится тем, у кого нет страхового полиса, или гражданам других государств. Кроме того, платными бывают сервисные услуги, то есть те, которые выходят за пределы государственных гарантий.

Прежде всего это:

• проводимые в порядке личной инициативы граждан (то есть без направлений из поликлиники) консультации специалистов, медицинское освидетельствование и проведение экспертиз, медицинское обеспечение частных мероприятий;

• лечебно-профилактические и диагностические мероприятия, осуществляемые анонимно (за исключением обследования на СПИД);

• диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации, проводимые на дому (кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинское учреждение);

• наблюдение врачами стационара за больными на дому после их выписки из больницы;

• проведение профилактических прививок по желанию граждан, за исключением прививок, выполняемых по государственным программам;

• санаторно-курортное лечение (за исключением лечения детей и лечения в специализированных санаториях);

• косметологические услуги;

• гомеопатическое лечение;

• зубное протезирование (за исключением лиц, которым оно предусмотрено действующим законодательством);

• лечение сексологической патологии;

• искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение;

• лечение логоневрозов у взрослых;

• обучение приемам реанимации, другим видам экстренной медицинской помощи, навыкам ухода за больными;

• медико-психологическая помощь;

• дополнительные бытовые и сервисные услуги, пребывание в палате повышенной комфортности, индивидуальный пост, уход и дополнительное питание, телефон, телевизор в палате и т.п.).

Где искать справедливость

Если вас вынудили заплатить за услугу (под страхом не получить необходимую помощь), а у вас есть медицинский полис ОМС, то чек или квитанцию об оплате необходимо сохранить. С этим чеком, не откладывая, обращайтесь в местный филиал вашей страховой компании и пишите заявление о факте незаконного взимания с вас денег. Заявление должно содержать описание факта взимания денежных средств во время лечения (обследования) и требование возврата затраченных при получении медицинских услуг в рамках ОМС денег. К заявлению прикладывается копия финансового документа, подтверждающего факт расходования денежных средств на оплату услуг, препаратов, изделий и т.п.

После этого страховая компания обязана провести медико-экономическую экспертизу и вынести решение о страховой выплате или об отказе от страховой выплаты. Уведомление о принятом решении вам, как заявителю, должны прислать в письменной форме. Такое же письмо направляется и руководителю лечебного учреждения. В случае получения отрицательного решения, вы вправе обжаловать его в Территориальном фонде ОМС.

Кроме того, почти во всех городах и районах в органах местного здравоохранения организованы «горячие линии» по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе и платных медицинских услуг. Помните - здравоохранение существует для вас и на Ваши деньги.

Несколько советов от редакции газеты «Хозяйство»

1. В каждом регионе есть замечательные специалисты и хорошие медучреждения. У вас есть право выбора поликлиники, врача, больницы и получения их услуг за счет страховых средств. Пользуйтесь этими правами максимально и в режиме доброжелательной настойчивости.

2. В случае возникновения проблем, которые не удалось урегулировать с лечащим врачом, за помощью обращайтесь к заведующему отделением или к заместителю главного врача по лечебной работе. Решать ваши проблемы – их основная обязанность.

3. Если при получении бесплатной медицинской помощи возникают препятствия – за разъяснениями обращайтесь письменно в адрес главного врача и (или) директора страховой компании (номер телефона указан на полисе ОМС). Письменное обращение многократно результативнее устного.

4. Пациент вправе поручить ведение всех «проблемных» переговоров и действий любому близкому человеку. Достаточно оформить не требующую нотариального заверения доверенность.

5. Если обследование вам назначает лечащий врач - оно должно быть проведено за счет средств медицинского страхования. Если вынуждают платить – обязательно оформляйте договор, храните чеки и обращайтесь в страховую компанию. Возможен возврат денег.

Олег ПАХОЛКОВ


     21.04.2009     Просмотров: 2002  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость