В России нет закона о домашнем насилии
В нашей стране почему-то не принято говорить о домашнем насилии. Все это оправдывается древними махровыми фразами типа «бьет, значит, любит», «сама виновата», «курица не птица, баба не человек» и т. п. Однако насилие в семье – это не семейное дело и не проблема жертвы. Это социальная проблема, о которой нельзя молчать. Так же, как и нельзя молча терпеть фразу некоторых полицейских: «вот когда убьет или ножом пырнет, тогда и приходите».
В России 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. От домашнего насилия чаще всего страдают самые слабые и незащищенные члены семьи – женщины, дети, инвалиды, пожилые.
По официальным данным Росстата, от домашнего насилия в прошлом году пострадали более 16 млн женщин.
СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»
- 38 % женщин подвергались вербальному насилию (словесные, в том числе и матерные, оскорбления и грубость) в течение жизни;
- 20 % женщин подверглись физическому насилию в течение жизни.
Только 10 % жертв обращаются в полицию за помощью. ФАКТ: стать жертвой насилия в семье у женщины выше, чем вне ее.
На 2019 год закона, который бы определял насилие в семье как юридическую проблему, нет. До сей поры такого понятия, как «домашнее насилие» (и что сюда входит), нет. Это большая проблема.
Часто домашнее насилие происходит из-за того, что обидчик считает, что имеет на это допустимое и оправданное право. А жертва, приняв «игру» обидчика, редко сообщает о насилии посторонним и еще реже обращается в полицию за помощью.
Проблему усугубило и то, что был принят закон о «декриминализации побоев». Для тех, кто не знал: 7 февраля 2017 года Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. Впервые совершенные семейные побои были исключены из Уголовного кодекса. Большинство тех, кто не читал этот закон, восприняли это как «раньше было нельзя, а сейчас можно». И хоть это не так: нельзя ни тогда, ни сейчас, но силу восприятия никуда не деть.
СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»
Изменения были внесены в ст. 116 УК РФ. Под «побоями» в подписанном законе подразумеваются действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий». Если такие побои совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями.
Официальная статистика МВД России уже несколько лет демонстрирует стабильный рост числа преступлений, совершенных в семье, – примерно на 5000 случаев ежегодно. Если в 2013 г. в отношении членов семьи было совершено 37 476 преступлений, то в 2014 г. – 41 966, в 2015 г. – 49 579, а в 2016 г. – 64 421. И это только зарегистрированные данные. Неизвестно, сколько еще тех, кто годами молчит и терпит издевательства. А побои – одно из самых распространенных правонарушений в семейно-бытовой сфере.
Кстати!
1. Законы против домашнего насилия есть в 127 странах, но не в России.
2. Охранные ордера предусмотрены в законодательстве 124 стран, но не в России.
3. Россия входит в число 18 стран, чьи законы хуже всего защищают женщин от насилия.
4. Полиция в России старается игнорировать домашнее насилие и ждет, когда у жертвы будут хотя бы (!!!) ранения.
Мировая практика в области борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.
Подобные законы уже несколько лет действуют на территории многих стран Западной и Восточной Европы, а также СНГ. Опыт Казахстана, Украины, Молдовы, Киргизии, Чехии, Литвы, а также других стран показал, что случаи внутрисемейного насилия сокращаются на 20- 40 % после принятия подобных законов.
На сегодняшний день действие существующего в России законодательства не распространяется на пресечение и профилактику домашнего насилия. Не позволяет защитить жертву до того, как ей были нанесены увечья, не позволяет предотвратить убийство, совершающееся в стенах дома, так как полиция не имеет законного основания попасть в дом и задержать агрессора.
Два нашумевших примера
11 декабря 2017 года Дмитрий Грачев увез свою жену Маргариту в лес и отрубил ей кисти обеих рук. Это была спланированная до мелочей расправа: он пытал супругу полтора часа, а после доставил в больницу и сдался полиции. Грачев заранее купил топор, жгуты и даже интересовался, сколько времени можно держать человека с подобными травмами в сознании и связанным.
Маргарита выжила. Одну кисть удалось пришить, вторую заменили на бионический протез.
За месяц до трагедии Дмитрий увез ее в лес и стал угрожать ножом (не выдержав сцен ревности, Маргарита хотела развестись и сказала об этом мужу). На следующий день она обратилась за помощью в полицию. Но столкнулась с равнодушием. Участковый перезвонил ей только через 12 дней и провел беседу с мужем чуть ли не на лавочке у подъезда. Маргарита уверена, что именно безнаказанность за тот инцидент развязала мужу руки.
«Я до сих пор не понимаю, как такое могло случиться. Я ведь столько лет с ним жила. Это какое-то Средневековье, что-то немыслимое, нереальное. Так не бывает. Думаю, он прочел об этом способе пытки. Действовал четко. Даже перетягивал мне руки жгутами в определенных местах, чтобы я не умерла от потери крови», – рассказала Маргарита.
Кстати, у родителей Грачева другая позиция – позиция «сама виновата». И это очень страшно. Ведь пока есть люди, которые оправдывают такие поступки, такое и даже хуже будет продолжаться и дальше.
Грачев был приговорен к 14 годам тюрьмы, также его лишили родительских прав. Из тюрьмы он передал Маргарите письмо с просьбой забрать заявление о разводе. «Прости меня, жди меня. Если не дождешься, я тебя убью».
В январе 2018 года была убита Елена Верба, муж которой нанес ей 28 ножевых ранений, пока не перерубил яремную вену, и ушел, оставив ее истекать кровью. В квартире с умирающей матерью остался их общий семилетний сын (он в это время спал). Проснувшись, ребенок еще два часа провел в квартире с мертвой матерью.
Незадолго до трагедии Елена обращалась в полицию: муж увез ее в лес, угрожал и поранил ее ножом, она даже сняла побои. Но в полиции с преступником только провели беседу и отпустили. Этих преступлений можно было бы избежать.
За последние десять лет законопроекты о домашнем насилии вносились 40 раз разными депутатами, сенаторами, но так и не были вынесены на чтения. Оксана Пушкина планирует этой осенью внести законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» на чтения в Государственную Думу. На сегодняшний день на закон получено положительное заключение Правительства, ВС РФ, министерств и ведомств, создана рабочая группа по доработке отдельных положений.
Ну, а пока жертва сама должна доказать, что она жертва, при этом никакой бесплатной юридической помощи для нее не предусмотрено. Зато насильнику и тирану за наши налоги может быть предоставлен бесплатный адвокат! Вдумайтесь: государство защищает насильника больше, чем жертву.
В случае принятия Закона о домашнем насилии жертва будет защищена государством. Тогда полиция, а не сама жертва, займется сбором доказательств.
Друзья! Нельзя закрывать глаза на то, что в вашей семье живет домашний тиран, регулярно устраивающий побои, унижающий более слабых членов семьи. Не ждите, что он исправится. Не молчите! Если вам есть что рассказать, пишите и звоните в редакцию. Мы не будем подписывать ваши истории. Главное, чтобы те, кто попал в такую же ситуацию, знали, что они не одни. Выход из ситуации можно найти сообща.