Что в 2023 году ждет пенсионеров, работающих граждан и льготников
Правительство официально объявило о плане слияния двух государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Серьезность этих намерений подтверждается несколькими весьма объемными законопроектами, которые по этому поводу опубликовал Минтруд. Реформу намечено провести уже в следующем, 2023 году.
Апоскольку деятельность ПФР и ФСС затрагивает огромное количество людей (это и пенсионеры, и работающие граждане, и различные федеральные льготники), возникает вполне логичный вопрос: как скажется это объединение на них?
Сразу отметим, что правительством запланированы не только формальные, но и действительно важные изменения, которые в итоге отразятся на кошельках большинства россиян.
Разберем ключевые моменты предстоящей реформы, опираясь в первую очередь на опубликованный Минтрудом России 28.01.2022 г. проект Федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации»».
1. Кто будет назначать и платить пенсии, а также предоставлять другие федеральные льготы?
Вместо отдельных ПФР и ФСС предполагается создать Фонд пенсионного и социального страхования РФ (сокращенно – Социальный фонд России). По проекту он будет выполнять все те же функции, что сейчас возложены на ПФР и ФСС соответственно, то есть:
- назначать и выплачивать страховые пенсии (по Закону № 400- ФЗ), а также государственные и социальные пенсии (по Закону № 166-ФЗ) и дополнительное материальное обеспечение, предусмотренное федеральным законодательством (выплаты пенсионных накоплений, социальные доплаты к пенсиям, ЕДВ и т. д.);
- назначать и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и профессиональными заболеваниями на производстве;
- предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд до санатория и обратно (в рамках набора социальных услуг);
- обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации и т. д.
При этом в законопроекте оговаривается, что после создания нового Фонда прежние обязательства ПФР и ФСС не прекращаются – поэтому все ранее назначенные пенсии и пособия будут выплачиваться в прежнем режиме, только уже Социальным фондом РФ.
2. Что будет из себя представлять новый объединенный фонд?
Социальный фонд останется в статусе «государственного внебюджетного фонда» – в ГК РФ планируется ввести, наконец, этот термин и дать его легальное определение. Структура его принципиально не изменится: оставят центральный аппарат (во главе с Председателем и Правлением), территориальные органы, а также центры реабилитации, которые станут обособленными подразделениями Фонда.
Прием граждан будет вестись в единых клиентских службах. Вводится новый орган управления – Наблюдательный совет (для обеспечения прозрачности управления единым Фондом). В его состав (из семи человек) будут входить представители Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представители Госдумы, Совета Федерации и Председатель Фонда.
3. Как изменится порядок уплаты страховых взносов?
Планируется ввести единый тариф: вместо отдельных взносов в ПФР (22%), ФСС (2,9%) и ФОМС (5,1%) работодатели будут перечислять единый платеж в казначейство (30%), а оно распределит взносы по направлениям (на пенсионное, социальное и медицинское страхование).
При этом предельную базу для начисления единого тарифа повысят: она станет максимальной, как для пенсионного страхования (тогда как для ФСС она сейчас ниже – 1,032 млн рублей по сравнению с 1,565 млн рублей для ПФР).
Это значит, что работодателям придется больше платить на соцстрахование (оплату больничных листов и т. д.), поскольку взносы начисляются с заработка до тех пор, пока он не достигнет суммарно в течение календарного года предельной базы.
Сверх предельной базы взносы тоже будут начислять – в размере 15,1% (10% на пенсионное страхование и 5,1% - на медицинское).
Но эти платежи не отразятся на конкретном работнике, т. к. идут на солидарную выплату поколениям, а не копятся на его индивидуальном лицевом счете (ст. 425 НК РФ, ст. 22 Закона № 167-ФЗ).
4. Какие нововведения предусмотрены для тех, кто работает по гражданским договорам?
Работающих не по трудовому, а по гражданско-правовому договору (подряда или возмездного оказания услуг) предполагается включить в круг застрахованных лиц по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Закона № 255-ФЗ).
Это значит, что те, на кого они работают, будут платить взносы не только на пенсионное страхование, но и на социальное. Поэтому такие работники смогут получать пособие по больничному листу, по уходу за ребенком и т. д. Оговаривается, что на граждан, оформленных в качестве самозанятых, это требование не распространяется (т. е. по-прежнему они освобождаются от уплаты взносов на обязательное социальное страхование).
5. Как отразится объединение Фондов на размере пенсий и других пособий?
Как видно, размеры и порядок уплаты взносов на пенсионное страхование не меняются, а Социальный фонд остается государственным учреждением, которое финансируется прежде всего за счет федерального бюджета.
Поэтому слияние Фондов не приведет к снижению размеров пенсионных выплат.
Что касается пособий по больничному листу и в связи с рождением ребенка, то Минтруд прогнозирует их повышение за счет того, что с работодателей будут взимать больше взносов на социальное страхование.
Однако стоит учитывать, что страховые взносы, которые нужно будет заплатить нашим работодателям, планируются в составе фонда оплаты труда.
Поэтому чем больше организации придется платить взносов за своих работников, тем меньше возможностей у нее останется для повышения заработной платы. А это серьезная ложка дегтя для работников.
Ирина СИВАКОВА,
кандидат юридических наук
Подписывайтесь на наш дзен-канал
Подписывайтесь на наш дзен-канал